Места юности св. Ольги 

Родина святой Ольги

«Книга Степенная царского родословия» - источник ХVI века, но своими сведениями восходящий к более раннему периоду, - сообщает, что родом княгиня Ольга была из «веси», то есть деревни, Выбутской, что в 12 км выше по реке Великой от города Пскова. Деревня эта ныне не существует, осталось только селище - археологический культурный слой на месте деревни Х века и последующего древнерусского времени1.

В районе Выбут река Великая делает изгиб, и всего в районе этого 4-километрового изгиба по обоим берегам реки существует 19 мест, которые преданиями так или иначе связываются с именем княгини Ольги. Впервые эти предания стал записывать известный псковский историк Николай Казимирович Богушевский. Однако существовали эти предания здесь много раньше, судя по всему, со времени пребывания здесь самой княгини Ольги.

«Ольгинская топонимика» Псковской земли, большей частью концентрируется в районе выбутских порогов на реке Великая. Предания повествуют сразу о четырех пунктах, с которыми связывается рождение будущей княгини: деревни Горка, Ольгино (Волженец), Ерусалимская и погост Выбуты. Село Покровское, по преданию, было ее «отчиной».

Что означает слово «Выбуты»

Название «Выбуты» один из исследователей2 объяснял тем, что выше по течению от церкви, близ д. Волженец, песчаное дно реки сменяется известняковым, и что здесь выступает, выбивается из земли каменная порода и дно поднимается на этом участке на 2-3 сажени, то есть на 4-6 м. Это каменистое возвышение тянется на дне реки мимо выбутской церкви далее вниз по течению на 1/2 версты (500 м) и кончается подводным обрывом, после которого опять идет песчаное дно. Вниз по течению от острова на 3 версты «... плитняк дна реки постоянно пластами (слюда) отрывается, дно понижается и образует выбои, пороги, ступни, водопады, ямы, завалы. Вода, пробегая по этим уступам и преградам, бушует, шумит, рвется вперед с огромной силою, побеждая препоны».

Сейчас известно, что названия типа «выбуты» встречаются и в других местах. По писцовым книгам конца XVI века выявлен ручей Выбута. Известна пустошь Выбутова в бывшем Крестецком уезде Новгородской губернии. В «Толковом словаре» В.И. Даля название Выбуты производится от слова «выбут» - «бутить, заваливать яму, ров или воду камнем и землей».

Встречается и другое объяснение названия Выбуты. Выбои, ямы, рытвины, камни в реке Великой, делающие постоянный сильный бой волн и шум, могли дать означенной местности и само название «Выбуты»

Выбуты

Церковь Илии Пророка

По местному преданию, каменный храм во имя пророка Ильи ХV века был поставлен рядом с деревянной церковью, основанной на этом месте княгиней Ольгой3. Говорят, что та деревянная церковь была тремя годами старше самого Пскова.

Дата строительства храма неизвестна, но по архитектуре его можно отнести к XV веку. Церковь Илии Пророка - типичный образец псковского зодчества. Четверик четырехстолпный , одноапсидный, с полуцилиндрическими сводами и световым барабаном. Двухпролетная звонница (XV-XVI вв.) стоит отдельно. В интерьере обилие голоносников. Первое упоминание об этой церкви относится к 1585-1587 гг.

Она была повреждена в годы Великой Отечественной войны. Реставрация осуществлена в 1955-1957 гг. по проекту арх. Смирнова Вс. П.

В погост Выбуты была пожертвована икона святой Ольги, написанная 9-летним болгарским иконописцем Георгием4. Отцом архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) были переданы сюда иконы: княгиня Ольга, святой равноапостольный Владимир, большое постовое Евангелие.

С 1999 года настоятель псковского храма св. Александра Невского является одновременно и настоятелем храма св. Илии Пророка в погосте Выбуты Псковского района.

Никольская церковь

Когда-то рядом с церковью во имя пророка Ильи был теплый придел во имя Николы Чудотворца. Он был разрушен.

Воины-десантники Псковской дивизии своими руками выстроили вновь храм святителя Николая Чудотворца; они оказывают помощь и в восстановлении древнего храма Илии Пророка XV века.

Ольгинская церковь (не сохранилась)

Местное предание, записанное в 1990 году, сообщает, что в былые времена в Выбутах стояла деревянная церковь св. Ольги. Потом рядом с ней построили каменную Ильину церковь, но народ по-прежнему ходил в деревянную и, в конце концов, ее сожгли, так что всем пришлось ходить в каменную церковь.

Со временем и каменная церковь стала недостаточно вместительной для наплыва народа. И вот тогда, в 1914 году 11 июля, то есть в Ольгин день, был заложен двухэтажный храм (1914-1917 гг.; арх. Перетяткович М. М.) в честь Благоверной княгини Ольги Российской. При закладке храма присутствовали тогдашний Преосвященнейший епископ Евсевий, все руководство города и губернии во главе с губернатором камергером бароном Медемом и Великая Княжна Ольга Константиновна, в замужестве - королева Греции. С ней были также Великие князья Константин и Игорь Константиновичи.

Храм был не только заложен, но и сооружен. Но в связи с началом Первой мировой войны работы по отделке были приостановлены, и в таком виде храм достоял до 30-х годов, а затем был разрушен.

Его руины и частично вскрытые фундаменты и сейчас можно видеть рядом с Ильинской церковью.

Памятный знак-камень

От двухэтажного Ольгинского храма ныне сохранились лишь заросшие руины. На лужайке перед храмом в 1993 году, в 1090-летний юбилей города Пскова, установлен памятный знак: красивый гранитный камень с табличкой, указывающей, что Выбуты - родина княгини Ольги.

Ольгин камень

«В 300 метрах к северу от юго-западной окраины современной деревни Бабаево, за дачными участками и строениями близ южной границы выбутского карьера, и находятся остатки этого разрушенного главного Ольгиного камня - традиционного места поклонения местных жителей. По старым картам и спискам, здесь находилась небольшая деревня Беклеши, носившая параллельно еще и два других названия - Першино и Веригино. Позднее эта деревня вошла в состав деревни Бабаево. Поэтому все старые упоминания Ольгиного камня обычно даются с ориентацией от деревни Беклеши.

Впервые описание этого места в 1873 году дал известный псковский краевед и историк Н.К. Бргушевский: «Не более как в 150 саженях к северо-востоку от Выбут - за деревенькой Беклеши - на пустынном низменном лугу, окруженном с трех сторон песчаными холмами, покрытом огромными обломками и изрытом глубокими ямами, возвышается громадная гранитная глыба - продолговатой формы, имеющая в длину до восьми, а в высоту и ширину до трех аршин. Глыба эта считается святою и называется «Ольгиным камнем».

В народе существует следующее баснословное предание: «однажды святая Ольга, торопясь в Выбутскую церковь, к заутрени, услышала, что уже кончили благовестить - и опасаясь опоздать, бросила на поле большой камень, который несла в рукаве: облегченная таким образом она пришла в церковь. С той поры камень этот стал называться Ольгиным».

Есть и другие легенды об этом камне. Например, одна из них гласит, что «когда святая Ольга отправлялась «на войну с поганью», то несла в «платке» множество больших камней, на пол-дороге платок прорвался и из него выпал большой камень: именно тот, который лежит в поле у деревни Беклеши». Далее рассказывают, что когда строился мост для С.-Петербургско-Варшавской железной дороги через близлежащую реку Черёху, то Ольгин камень сверлили и хотели разорвать порохом, но никак не могли; «видно, святая не дала», - говорит народ.

Ежегодно во время крестного хода в память святой Ольги - из Псковского Троицкого собора в село Выбуты у камня совершается молебствие и открывается небольшая ярмарка. Тут же предполагается со временем устроить часовню во имя святой великой княгини».
В. Д. Смиречанский упоминает еще одну легенду о камне: он будто бы принесен Ольгой во время построения храма в знак ее желания, чтобы храм был на другом месте. На каком - легенда не говорит. В 1878 году в связи с пребыванием в районе Выбут Великих Князей Сергея и Павла Александровичей и Константина и Дмитрия Константиновичей также упоминается Ольгин камень. Великие Князья решили перед тем как проводить раскопки курганов в районе д. Ерусалимская, посетить Ольгин камень: «По окончании литургии Великие князья присутствовали при молебне, который был отслужен всенародно на сельской площади, пред церковью, а затем они последовали за крестным ходом до Ольгиного камня, т.е. до того места, до которого пришедшие из Пскова иконы, провожаются местными из Лыбутской церкви. За тем Их Высочества переправились на противоположный берег р. Великой для исследования курганов ...

Камень этот в высоту величиною аршина четыре. Народное предание говорит о нем так: св. Ольга несла его к берегу, где строился ею мост чрез реку Великую, но услышав звон колокола к литургии, оставила его на том месте, на котором он находится и по сие время».

Различных легенд, по-видимому, было много. Во всяком случае, еще в 1917 году известный собиратель фольклора В. И. Чернышев записал псковское народное предание об Ольге как о «сильной богатырке», переносившей с места на место огромные камни. Очевидно, что это предание близко к тем, что упомянуты выше»5.

Ольгин камень взорван в 30-е годы XX века. Сейчас около его остатков установлен памятный знак в виде пирамиды из валунов, увенчанный кованым крестом, освященный в 1994 году.

Рядом с камнем проводились молебны, сюда доходил крестный ход из Пскова, учрежденный в 1868 году. По нижней сохранившейся части камня видно, что это серого цвета гранит с темными и белыми включениями большого количества кварца. Согласно геологическому определению, это не валун, а пробившаяся через известняки материковая скала, что довольно большая редкость для здешних мест. Такие скалы, пробивающиеся через дерн, составляют зато непременную деталь пейзажа в Швеции и в Норвегии. Известно, что по дошедшим до нас преданиям, отец и мать княгини Ольги были «от рода варяжского», то есть скандинавы, поселившиеся в здешних местах. Вероятно, выходцы из северных земель испытывали на Руси острую ностальгию по родным для них каменистым ландшафтам их родины и наверняка обратили внимание на столь родную для них - и единственную в округе - скалу6.

Рядом с камнем в 1888-1889 гг. была воздвигнута кирпичная часовня - та самая часовня «Ольгин крест», рядом с которой в 1903 г. проводил раскопки курганов В. Н. Глазов. К сожалению, и она не сохранилась, была разобрана местными жителями.

Ольгина Гора (не сохранилась)

Среди выбутских достопамятностей имеется и единственный раз упоминаемая в Псковской летописи Ольгина гора, где в 1394 году во время военного столкновения псковичей с новгородцами произошел бой и «бояръ много на Выбуте избиша».

Можно думать, что Ольгина Гора, контролировавшая перекресток водного и сухопутного (с единственным удобным бродом) путей, представляла собой укрепленный населенный пункт, к средневековью (по крайней мере - к концу XIV в.) превратившийся в городище. Во всяком случае, окрестности Ольгиной горы, составлявшие округу Выбут, в конце IX-Х вв. были, безусловно, плотно заселены: об этом свидетельствуют не только погребальные памятники, но и известные здесь селища с лепной керамикой (часть Ерошихинского селища смыта рекой; возможно, аналогичная судьба постигла и еще какие-то поселения). Это городище располагалось в 12 км от варяжского Пскова Х в. и могло быть одним из его предшественников подобно тому, как Рюриково городище под Новгородом или Городок на Ловати были, соответственно, предшественниками Новгорода и Великих Лук.

Ольгина гора смыта водой реки уже к 1480 г.

Вверх по течению от Выбут

Ольженец

Самое большое количество преданий связывалось с д. Волженец или Ольженец, Ольгенец, Волжино, Выдор в полутора километрах от дер. Горы.

Ольгин дворец

Еще начале XX века здесь были видны развалины большой прямоугольной каменной постройки. И до сих пор видны останки фундамента. По преданию, это был Ольгин дворец, а возможно, и церковь.

Крестьяне считали это место святым и не распахивали его, хотя развалины находились посреди поля, и хотели даже на этом месте устроить часовню в честь святой княгини Ольги.

Даже сейчас (с расширением границ самой деревни) постройки обошли его.

Ключ, колодец, источник

Берег вдоль деревни назывался Ольгинским. И на этом берегу, под крутым речным обрывом и поныне вытекает из скалы Ольгин Ключ.

Согласно преданиям, Ольга, «будучи еще крестьянской девицей, ходила за водой и умывала в нем каждое утро «свое светлое личико». С той поры источник приобрел дивное свойство: исцелять верующих, омывших в нем лицо и глаза. До середины XIX века сюда был большой наплыв паломников из разных мест России. По традиции, при лечении в воду источника бросали медные или серебряные монеты.

В деревне до сих пор пользуются колодцем, выдолбленным в крутой береговой известняковой скале. Он заполняется прозрачной холодной водой из Ольгина ключа.

В 1998 г. около фундамента Ольгина дворца и у колодца прихожанами храма св. Александра Невского и военными установлены киоты с иконами святой княгини Ольги.

Ольгин (литовский) брод

В районе Выбут на старых картах обозначены два брода: один пешеходный - от д. Кузнецово к д. Волженец. Он существует и поныне и называется литовским. Летом и осенью этот брод перёходят пешком.

Другой брод обозначен на картах у бывшего села Покровского выше по течению реки. В. Д. Смиречанский в 1914 году сообщает, что в его время был известен еще один брод - ниже Выбут, но выше д. Ерошиха, который сейчас активно не используется и на картах не отмечен. Других мест для переправы вброд в Нижнем Повеличье нет.

В старые времена во время военной опасности псковичи посылали к бродам сюда заставы, чтобы замкнуть ключевые позиции города. Битва 1394 г., при этом, происходила, вероятнее всего, именно у этого, единственного удобного брода через реку. Так, под 1480 г. в летописи отмечено, что при нападении немцев на Псков пригороды с помощью стояли на броду на Выбуте7.

Ольгины сады, Ольгины погреба

Здесь же в районе Волженца показывали также места Ольгиных Садов и Ольгиных Погребов, но где точно, того предание не сохранило.

Ольгин лес

Есть тут и Ольгин лес, в июне-июле полный земляники.

Покровское

В четырех километрах выше Выбут, на том же левом берегу Великой, некогда существовало сельцо Покровское. По преданию, это село было отчиной Ольги, то есть наследственным владением. Место это не случайное - здесь имелся второй, менее удобный брод через Великую.

Рассказывали, что там стоял ею же основанный Покровский монастырь.

Этот монастырь в одно из нападений разорили литовцы, затем развалины монастыря были смыты рекою.

Вниз по течению от Выбут

Второй Ольгин камень, «Ольгины ворота» и «Ольгины слуды»

Ниже Выбут в реке Великой лежит остров, носивший в разное время название Богдановcкий или Шацкой.

Немного выше него по течению в реке показывали большой камень - тоже Ольгин Камень, как и тот, что неподалеку от Выбут - на котором, по преданию, будущая княгиня Ольга отдыхала после купания.

Остров разделяет реку Великую на два рукава. Правый рукав реки, более глубокий, носит название «Ольгины ворота», левый (мелкий, с каменистым дном) - «Ольгины слюды» (слуды) из-за наслоений известняка на дне реки (слуда - подводный камень). В этом месте, по преданию, и произошла встреча Ольги с князем Игорем8. Хотя некоторые исследователи сомневаются в том, что место было именно здесь, а не чуть далее9. Есть ряд преданий, связанных с этой переправой. Например, такое.

В 1859 году известный тогда собиратель фольклора П. И. Якушкин, будучи под Псковом, поместил в своих «Путевых письмах» значительно отличающийся от «Степенной книги» вариант предания об Ольге:
«... В той деревне Лыбуте родилась царица благоверная российская Ольга; родилась она в крестьянском звании и была перевозчицей, а затем, что горазд из себя красавица была, да и горазд хитра была, - царицей сделалась, а там во святые вошла.

- Как же так это случилось?

- А вот слушай: с первоначалу жизни, немного по после, была, как сказано, Ольга крестьянка перевозчицей в Лыбуте. Раз перевозит она князя Всеволода...

- Кто такой князь Всеволод?

- Всеволод, да и Всеволод - не знаю... Увидал Всеволод Ольгу и помыслил на Ольгу, а этот князь был женат. Стал тот князь говорить Ольге, а Ольга ему на те его пустые речи ответ: «Князь! Зачепни рукой справа водицы, испей!» Тот зачерпнул, испил. «Теперь, - говорит Ольга, - теперь, князь, зачерпни слева, испей и этой водицы». Князь зачерпнул и слева водицы испил. «Какая же тут разнота: та вода и эта вода? - спрашивает Ольга у князя. «Никакой тут разноты нет, - говорит князь, все одна вода». «Так, - говорит Ольга, - что жена твоя, что я, для тебя все равно». Князь Всеволод зарделся, замолчал, и отстал от Ольги. Да и много она князей перевела: которого загубит, которого посадит в такое место ... говорят тебе: горазд хитра была. Спустя сколько времени Ольга пошла за князя замуж, только не за Всеволода, а неизвестно за какого. Тогда много князей было, и всякий своим царством правил, а все между собой родня были, и все промеж себя воевали...» А рассказал Якушкину это предание некий псковский мещанин Алексей Федорович...

В предании этом есть определенные фольклорные мотивы - те же, что в известной древнерусской повести XV века - «Повести о Петре и Февронии Муромских». Между прочим, в XVI веке она была литературно обработана. И сделал это выдающийся писатель и публицист того времени Ермолай-Еразм, который в 40-е годы XVI века служил священником в Пскове и только потом переехал в Москву, где при митрополите Макарии работал над составлением Великих Миней Четьих - религиозных книг для чтения на каждый день. При этом переписывались жития русских святых и создавались новые. Это те самые Макариевы Минеи по данным М.П. Погодина, на которые я уже ссылался выше. Скорее всего, Ермолай-Еразм, как пскович, и занимался житием Ольги. Тогда понятно, почему он старался выявить имена отца и матери княгини Ольги, но честно сознался, что не сумел.

Ерусалимка, Паничьи горки

На противоположном от Выбут берегу реки Великой, вниз по течению, расположены деревни Ерусалимка и Паничьи Горки (Горка).

Одно из преданий гласило, что Ольга родом из деревни Ерусалимская.

Будник

В 8 км к северо-востоку от д. Ерусалимская, на берегу реки Черёхи находится деревня Будник. Здесь, по местному преданию, также жила княгиня Ольга и здесь же родился князь Владимир, сын князя Святослава и внук Ольги, креститель Руси. В Никоновской летописи есть короткое упоминание : «...и бе рождение Володимеру в Будутине веси, томо бо во гневе отслала Олга, село бо бяше еа тамо, и умираючи дале его святей Богородици». Есть серьезные основания полагать, что летописная «весь Будутина» и современный Будник - это один и тот же пункт.

Местные крестьяне показывают камень на берегу Черёхи, почитавшийся как место рождения Владимира. Верхняя часть камня повреждена, но местные жители рассказывали, что в конце XIX в на камне был след, то есть, камень, несомненно, древний. Недалеко от камня найдены фрагменты лепной и раннекруговой керамики.

От Будника вверх по реке Черёхе шел водный путь до д. Виделeбье со старинным погостом и церковью. Легенда гласит, что первая церковь на этом месте была основана также княгиней Ольгой.

Недалеко от Будника, в 4 км к юго-юго-востоку, на берегу речки Дубины известна деревня Плаксино, которая, по рассказам стариков, также была связана с именем княгини Ольги. На противоположном берегу речки известна сопка - высокая погребальная насыпь IX-X вв.

Пристань

По преданию, детство и юность святой Ольги проходили вокруг Выбут на расстоянии около 10 км. Воспитывалась она у богатой тетки ниже по реке в деревне Пристань на левом берегу Великой.

Псков

Основание Пскова

Некоторое количество ольгинской топонимики и соответствующих легенд есть и на территории самого города Пскова.

Под 947 годом Иоакоимовская летопись упоминает о пребывании Ольги в здешних местах: «Ольга, оставя в Киеве сына своего, сама со многими вельможи иде к Новугороду и устрои по Мсте и по Поле погосты и по Луге оброки и дани уложи. И ловища ея суть по всей земле, а сани ея стоят в Плескове и до сего дни»10.

Вероятно, княгиня Ольга не раз бывала на своей исторической родине и в один из таких своих заездов и основала средневековый город Псков на месте кривичского племенного городка в устье Псковы. Как известно, псковский летописец утверждает, что город Псков уже был ко времени прихода Рюрика и братьев, то есть в 862 году, что хорошо согласуется с археологическими данными о славянском поселении здесь около этого же времени.
Наверное, прав русский историк князь М. М. Щербатов, который писал о том, что Ольга «... обновила строением церькви во имя святыя Троицы град Псков», то есть на месте племенного «городка» основала нормальный раннегородской центр со всеми присущими ему функциями - административной, военной, торговой, ремесленной и идеологической (основание христианской церкви во имя Святой Троицы). Судя по самой ранней из найденных здесь скандинавских вещей, это произошло в диапазоне 910-930 гг.

Если принять раннюю дату крещения самой княгини Ольги около 920 года при императоре Романе I, то дата основания такого раннесредневекового города сужается до диапазона 920-930 гг.

Между прочим, В.Н. Татищев в своей «Истории Российской» упоминает вскользь, что и Новгород тоже основала княгиня Ольга. Самые ранние слои Новгорода датируются 920-ми - 930-ми гг. Х века, и там тоже есть скандинавские вещи.

Троицкий собор

На территории Пскова предания связывают с Ольгой основание Троицкого собора и церкви княгини Ольги (церковь св. Власия). На левом берегу р. Великая, откуда Ольга, согласно преданию, увидела три луча над кремлевским холмом, ею был установлен крест, до пожара 53,2284 унции, хранившийся в Троицком соборе. О трех лучах, которые увидела по легенде Ольга над местом псковского Крома, сообщают и Степенная книга и надпись на памятном кресте 1623 г. и его подножии.

 

В 1790 году Н. С. Ильинский в своей книге «Описание города Пскова и его древних пригородов...» напечатал еще и особое житие Ольги, где кое-что изложено подробнее, чем в двух отмеченных источниках: «...прииде Святая Ольга в отечество свое, в нем же родися, в весь Выбутскую, и поучи тамо сродныя себе люди познанию Бога. Егда же во стране той прииде к брегу реки, глаголемой Великой, от юга к северу текущей, и бысть противу того места, иде же в реку Великую иная река от востока текущая Пскова нарицаемая впадает (бяше же тогда на месте оном лес велик и дуброви многи), виде обон пол реки, от востока три пресветлыя лучи с небес на та места сходящия, и осиявающия. Не точию же сама Святая той чудный свет виде, но и вси с нею бывшия, и возрадовася блаженая вельми и благодари Бога о преславном том видении; еже предзнаменоваша ей просвещение благодатиею Божию тоя страны, и обратившися к своему синклиту, пророчествова, глаголя: разумно вам да будет, яко изволением Божиим на сем месте, трисиятельными лучами осияваемом, имать быти церковь Пресвятыя Живоначальныя Троицы, и град велик и славен и во всем изобилен имать создатися. То рекши, помолися довольно к Богу, и крест тамо постави. Есть же и до ныне храм молитвенный на том месте, на нем же водрузи крест Ольга Святая. Обшедшиже многия Российския грады проповедница Христова; возвратися в Киев, и многая в нем благая о Бозе соделоваше. Воспомяну же о видении оном еже виде при реце Пскове, посла тамо злата и сребра много, на создание церкви Троице Святей, и повеле людям населятися, и не в долгом времени бысть град велик Псков, от реки Псковы нарицаемой и прославляшеся в нем имя пресвятыя Троицы».

Прочее

Там же есть Ольгинский ключ (источник, вода которого считалась целебной), над ключом была поставлена поздняя Ольгина часовня.

На берегу Великой напротив собора в начале XIX в. стояла церковь во имя Св. Ольги Российской. Ныне на этом месте стоит часовня святой Ольги на Ольгинской набережной (23 июля 2000 г.; арх. Красильников А. А.)

С местом одного из каменных жилых зданий XVII в. на Полонище (т. н. «Палаты Марины Мнишек») связан топоним «Ольгина расправа». Отметим, что именно здесь, на Романовой горке, при раскопках открыт культовый камень и обнаружены погребения по обряду кремации Х в.

Указывали также «дворец Ольги» или Тиунскую палату.

1- В 1914 г. В. Смиречанский отмечал: «Настоящая Выбута лежит на левом берегу Великой, а в «Степенной книге» она указана на правом берегу (по верхнему течению). Может быть, исторической Выбутой было нынешнее селение на правом берегу Великой под названием Волженец?».

2- В. Д. Смиречанский.

3- По тому же преданию, в этом храме как будто хранились сани, оставленные здесь княгиней Это предание передает также известный псковский историк-археолог А.С. Князев: при Ильинском храме хранились сани вел. кн. Ольги, но когда и куда они исчезли - неизвестно.

4- Георгий Панайотов родился 21 сентября 1989 года в Бресте. С 1994 года по август 2002 жил в Болгарии, Дебелец, округ Велико Тырново. С 2004 года Георгий Панайотов живет и учится в Бресте. В 2002 году ассоциация болгар на Украине присвоила Георгию звание "Человек года" "...за иконы, выражающие глубокую духовность христианской веры". - http://brestschool7.iatp.by/tvorch_1.htm

5- http://istorya-pskova.ru/na-rodine-knyagini-olgi-vybuty-i-ix-okrestnosti/4/

6- Между прочим, ближайшая скандинавская вещь - игла от застежки для плаща - найдена всего в 1,5 км от этого места - на другой стороне реки у деревни Ерошиха в слое первой половины Х века - то есть, как раз времени княгини Ольги.

7- Географически местоположение брода соответствует сгустку ольгинской микротопонимики у д. Ольгино и Ольгинскому берегу.

8 - Предание повествует, что однажды князь Игорь охотился недалеко от селения, где жила Ольга. Подойдя к берегу реки Великой, Игорь заметил на другой стороне реки место, очень удобное для охоты. Ему очень хотелось переправиться туда, но не было лодки. Вскоре он увидел плывшего по реке в лодке юношу и закричал, чтобы тот перевез его через реку. Когда они плыли, Игорь, взглянув на гребца, увидел что это не юноша, а молодая красивая девушка. Красота девицы возбудила в князе нечистые желания. Но юная красавица изумила его своею скромностью, разумом и твердостью воли. «Прошу тебя, князь, послушай меня и оставь свои дурные мысли, которых следует стыдиться», отвечала Игорю девица на его постыдные предложения. «Вспомни, что ты князь и тебе, правителю и судье народа, следует быть примером добрых дел. Как ты, делая сам зло, можешь запретить другим делать зло и справедливо судить в своем княжестве? Оставь же свое постыдное намерение, за которое тебя, хотя ты и князь, осудят и возненавидят все честные люди. Знай и то, что хотя я здесь одна и бессильна в сравнении с тобой, но ты меня не одолеешь и не достигнешь того, чего желаешь. Моею защитою будет глубина этой реки: я не допущу обесчестить себя». Такой твердый ответ образумил и пристыдил Игоря, так что он во все время остального пути от стыда не смел говорить с нею.

9 - Относительно встречи Ольги и Игоря, местное псковское предание, нигде не записанное, сообщает, что с Игорем было девять человек дружины, и что он подарил Ольге на память кольцо. Если это было действительно так, то Игорь мог переправляться в челноке, а дружина - перёходить через этот нигде не обозначенный брод, поскольку переправа Игоря, по другому местному преданию, происходила там, где была когда-то паромная переправа, то есть немного выше по течению от острова Шацкого - Богдановского.
Другие же предания уточняют, что Ольга переправлялась через реку от д. Горки или тоже с противоположного от Выбут берега - напротив Выбутской церкви. А вот одно предание сообщает, что Ольга перевозила князя от Выбут на ту сторону. Причем как будто, она перевозила князя Олега. - http://istorya-pskova.ru/na-rodine-knyagini-olgi-vybuty-i-ix-okrestnosti/2/

10- Правда, на основании одного из поздних списков летописи из Румянцевского музея отмечалось, что в Пскове стояли не сани, а сени. Сени - самостоятельная и достаточно основательная постройка - вполне могли сохраниться (относиться) ко временам летописным.