Ребенок из православной семьи в садике, школе, на улице, в гостях 

Выводы, составленные родителями по результатам занятия с церковным педагогом.

1. Не отгораживайтесь от мира, но формируйте для своих детей среду общения с верующими сверстниками. Цените, берегите свое дитя для Бога.

2. Бойся Бога, а не дьявола в мире. В дошкольном, младшем школьном возрасте слово дьявол при детях мы не произносим, а говорим: «это плохо», «не по-Божьему», «не по заповедям Божиим», «не так нас Бог учит».

3. Давайте учиться относиться к тому, что Господь нас призвал в Церковь, как к милости Божией, и учить этому наших детей. Учите детей, выходящих в мир, ощущать себя богатыми верой и защищенными силой Божией. Учитесь рассказывать детям об их вере как о богатстве. Вера человеку так же необходима как купол - собору, как крыша - дому (можно нарисовать детям этот образ). Понимайте сами и объясняйте детям, что отсутствие веры в человеке - признак его бедности, «недостачи». Учите детей как можно чаще молиться в течение дня.

4. Когда христианин соприкасается со злом, действующим в человеке, он дает злу четкую оценку и сострадает человеку. («Маша вредничает не со зла. Может быть, она не знает, что это плохо».) Учите ребенка уважать любого человека и его выбор.

5. Ясно, недвусмысленно реагируйте на поступок ребенка, при этом всегда храните ровное, любовное отношение к нему. Пользуйтесь мимикой: этого достаточно, чтобы показать, где добро и зло. Именно эмоциональные реакции взрослого формируют у ребенка дошкольного возраста нравственные понятия.

6. Оценивайте поступок, а не ребенка. Пусть ребенок всегда чувствует, что его любят и понимают, даже тогда, когда он сделал что-то неверное. Учите детей каяться перед Богом («Ты плохо поступил. Прости, Господи») и испрашивать прощение перед вами. Прощайте покаявшегося ребенка от всей души, с любовью принимая его в свои объятия.

Тезисы, составленные родителями на основе литературы

Родители - участники занятия заранее проработали сборник А. Рогозянского «Церковь, дети и современный мир» и выбрали тезисы, которые показались наиболее важными.

О молитве, богослужении, заповедях

1. В материнском деле молитва должна быть огромна, как море. Кормишь ли дочку, спать ли укладываешь, больна ли она, здорова - молись Богу.

2. Православная Церковь не воюет с миром. Необходимо учить детей любить жизнь, любить мир и молиться за него.

3. «А ты помолись перед началом дела, и у тебя получится намного лучше. - А я молился, но мне не помогло». Такого ответа пугаться не следует. В ребёнке столько добродушия, что он довольно скоро внутренне примирится со своей «неудачей». Пропустив немного времени, вновь возвращаюсь к этому совету: «Помолись». И так всегда, дабы ребёнок наживал собственный молитвенный опыт.

4. О заповедях Божьих говорить надо не дважды, не трижды, а много-много раз, посреди разных домашних дел: упоминать, напоминать, объяснять на различных примерах - но едва ли не ежедневно. Иными словами - часто, но микроскопическими дозами. Если по незнанию или неопытности это упущено, то о Таинстве Исповеди говорить с маленьким ребёнком становиться очень сложно.

5. Важно, чтобы нахождение ребёнка в храме было недолгим и радостным. Необходимо подстраиваться под его меру. Главное, чтобы была не игра в благочестивого ребенка, а искреннее отношение к Богу, к Церкви, была радость. В дни Причастия ребёнка хорошо устраивать праздничную трапезу, избегать наказаний и ссор.

На что обратить внимание в воспитании. О важности детской дружбы

6. Одно из основных умений ребенка - умение служить другим людям, отзываться на нужду ближнего даже тогда, когда придется пожертвовать чем-то своим. Это умение начинается с помощи родителям по дому, тщательного выполнения учебных послушаний в школе.

7. Необходимо учить ребёнка слушаться всегда и во всём начальствующих, добросовестно выполнять свою работу (учиться). Нельзя при ребёнке ругать начальство, власть.
8. В отношении к обществу (миру) православные должны быть образцовыми и деятельными гражданами, а в своей работе - профессионалами. Поэтому следует настраивать детей на прилежное обучение и настойчивость в овладении профессией, в которой потом можно будет служить другим.

9. Для преодоления детского эгоизма важно, чтобы ребенок не замыкался на себе, а имел хороших друзей среди православных сверстников.

10. Нельзя в присутствии ребёнка рассуждать о греховности поступков товарищей. Родителям надо бояться развить в ребёнке подозрительность, которая разрушает дружбу.

11.Нельзя заставлять детей резко меняться, их надо преображать, постепенно переориентируя (жестокость - в мужество; наглость, "крутизну" - в смелость). Необходимо находить положительные стороны во всех детских увлечениях и развивать, укреплять их.

12. Ребёнок в педагоге (родителе) должен видеть в первую очередь человека искреннего, поступающего так же, как он учит детей.

13. Главная задача воспитания - не ограничивать детей на каждом шагу и запрещать делать все, что не по нраву взрослым, но сообщить им импульс живой веры. Необходимо привить навык обращаться в сложных обстоятельствах за помощью и советом к духовнику.

14. По словам иеромонаха Серафима (Роуза) «в борьбе с духом мира сего мы должны воспользоваться всем лучшим, что он создал, и идти дальше... Сначала надо научиться быть просто хорошим, добрым человеком, а потом уже думать о подвижничестве». Значит, родители должны отобрать для ребенка все лучшее, что есть в мировой художественной литературе, аудио и видеопродукции, что может способствовать росту души ребенка, вызывать в нем чувство радости, благодарности Создателю, умению различать поступки и сострадать другим. Родителям следует читать ребенку как можно дольше и обсуждать прочитанное с ребенком с точки зрения того, «что такое хорошо, и что такое плохо».

Ребенок и школа, выбор профессии

15. Взрослые должны постоянно заботиться о том, чтобы у детей в стенах школы было некое пространство для подвига, для выражения своих чувств и взглядов. Нужно некоторое напряжение, некоторое усилие, с которым дети постигали бы духовные вопросы.

16. За воспитание своего ребенка несут ответственность только родители. Даже православная гимназия не дает гарантии, что ребенок вырастет благочестивым христианином, если дома нет примера жизни родителей, нет духовного роста. Иной раз общеобразовательная школа даже больше способствует духовному росту, чем православная гимназия, так как в школе все время приходиться защищать свою веру.

17. У каждого свой Божий дар и свой путь. Важно прислушиваться к ребенку и к своей материнской интуиции, поговорить с духовником.

Если вы хотите поглубже узнать о том, как быть ребенку в современном мире, рекомендуем почитать:

Сборник "Церковь, дети и современный мир", составитель А.Рогозянский. Содержание сборника:

1. свящ. Артемий Владимиров, психолог Евгений Кунин "О важности воспитания в детях христианского отношения к миру и своему служению в нем"

2. свящ.Алексий Уминский "Размышления о школе и детях"

3. Свящ. Борис Ничипоров "Православное образование не должно быть образованием исключительно для православных"

4. А.Соколова "Две мои свечи", повесть. Опыт мамы, чья семья делает первые шаги в Церкви.