О возрасте 7-11 лет
О возрасте. Для ребенка в возрасте 7-11 лет продолжается и заканчивается период так называемой «духовной пуповины» с родителями. Это тесная связь ребенка с родителями, его души с душами отца и матерей, все, что он в жизни делает – он делает еще не как свое, но как запечатленный образ жизни (и внешней, и духовной) своих родителей. После 11 лет начинается личностное формирование человека, он начинает осознавать себя как отдельную личность.
Возраст 7-11 лет - это также время различения добра и зла, важно быть рядом с ребенком и своей реакцией показывать, где добро, а где зло, причем важно не ограничиваться наказанием за проступки, но поощрять, когда ребенок поступает хорошо («здорово, вот это ты хорошо сделал»).
Как поступать, когда ребенок исповедуется, причащается, учится в ЦПШ, но никаких изменений в лучшую сторону не происходит? Это зависит от семьи, окружения, особенностей возраста?
Казалось бы, Церковь и должна дать ребенку это хорошее воспитание? Что же Церковь на самом деле призвана дать? Церковно-приходская школа может призвать жить достойно благовествования Христова («Только живите достойно благовествования Христова» (Флп.1:27)). Заповеди, которые дал Господь - это следствия того, о чем говорит Господь, а Он говорит о любви между Богом и человеком. Нравственность - это следствие: «если любите Меня - заповеди Мои соблюдете». Чтобы начать исполнять заповеди, нужно возлюбить Христа. Этим занимается ЦПШ. Наша задача - открыть ребенку Христа. А также помочь создать такую среду, чтобы эта главная цель была достижима для ребенка (праздники, общение). Нам надо сделать так, - и родителям, и педагогам, - чтобы не препятствовать ребенку приходить ко Христу.
Задача, чтобы ребенок был нравственным, реализуется прежде всего в его физической семье, второе - в церковной семье. Реализация этой задачи может длиться всю жизнь. Чем ближе вся семья ко Христу, тем ребенок становится лучше. Мало ходить в храм - надо возлюбить Христа.
Выводы:
1.Не надо ожидать быстрых результатов в нравственном преображении ребенка. Его нравственное - то, что он взял от рода + приумножил лично.
2.Период 7-11 лет - период познания своих немощей. В основном бывает так: до 7 лет ребенок как-то управляем, мы видим в нем много доброго, а после 7 - становится все хуже. Такой возраст особый, Бог заложил в этот возраст ребенку познавать свои немощи, он раньше их не видел. Ребенок нуждается в помощи взрослых, чтобы с одной стороны не унывать, с другой - не говорить, «а я - такой». Задача - показать ребенку, что грех - это не есть он сам.
Нужно ли подсказывать ребенку, чтобы он не забыл сказать на исповеди, о чем он согрешил?
Нет, это механистический подход. Нужно подводить его к понятию добра и зла. Формирование отношения к греху - что хорошо, что плохо - должно начинаться с рождения. Более подробно см. семинар "Детская исповедь".
Как поступать, если ребенок неохотно встает на утреннее и вечернее правило?
Самое главное, ребенок должен видеть своих родителей молящимися дома. Более подробно см. семинар «Детская молитва».
Как научить ребенка полюбить время поста? Как поститься в школе?
Если в семье пост - время желанное для самого родителя, то ребенок воспринимает это естественно. Однако бывает так, что кто-то из родителей не постится. Что делать? Все эти вопросы решаются через духовника, общей рекомендации здесь не дать. На самом деле, ребенку пост можно соблюдать и в школе.
Как поститься ребенку без ущерба для здоровья?
Ребенок должен наблюдаться врачом. Со всей ответственностью скажу, исходя из личного родительского опыта и опыта многих семей: лишать ребенка возможности поститься - преступление против ребенка. В пост ребенок приучается отлагаться от своих пожеланий. Если у него не будет опыта отказа, он вырастет в жизни потребителем - будет искренне недоумевать, зачем он должен себе в чем-то отказывать. Но не надо и делать особый акцент на посте ребенка, когда это воспринимается как тяжелая повинность, или ребенок начинает гордиться. Пусть ребенок постится так, как постятся родители. Если есть смущения - идите к духовнику.
Что делать, если ребенок говорит - я не хочу, упрямится (поститься, молиться, ходить в храм)?
Этот вопрос разбивается на 2 части - педагогическую и пастырскую. Есть вопросы, которые должны решаться церковным педагогом: вопросы распорядка, нагрузки, особенностей восприятия, среды внутри семьи. По этим вопросам родители детей, учащихся в ЦПШ, могут записаться на педагогическую консультацию.
Я возьмусь осветить пастырскую часть. Когда родитель видит ребенка нежелающим что-либо делать, когда видно проявление его злой воли, родитель должен в этом «не хочу» ребенка увидеть свой грех. Грех, который в наших детях проявляется - наши грехи, которые мы засеяли в него. Поэтому видя в ребенке грех, в первую очередь, необходимо опознать его как свой и начать каяться в этом грехе, как в своем. (Пояснение: надо просить прощение у Господа в своём грехе, а не в грехе ребёнка. Вместо него покаяться нельзя. Нужно каяться в своём грехе, который «пышным цветом» изобразился в душе ребёнка и преумножился уже им самим).
1. Неверная реакция на ребенка. Это возраст, когда открывается грех, который, может быть, сидел скрыто до 7 лет. Будем знать, что в этом возрасте ребенок будет непоседой, балованным, неответственным и т.д. Мы должны не надумать себе ребенка, а увидеть, какая реальная картина. Итак, часто у родителя возникает раздражение и осуждение ребенка. В чем разница между осуждением его и оценкой? Оценка - понимание, что совершается поступок, неугодный Богу. Осуждение - когда к этой оценке пристраивается чувство - негодования, раздражения, неприязни. Что делать? Прежде всего, когда в нас возникло раздражение и осуждение, и мы говорим ребенку в раздражении - ребенок не слышит нашего слова, он слышит эмоцию. Ребенок начинает оценивать родителя: «мама (папа) не права». Поэтому дети начинают игнорировать слова родителей. Следовательно, родителю надо говорить спокойно, без раздражения.
2. Можно ли говорить с ребенком без раздражения? Когда родитель почувствовал раздражение в себе на грех в ребенке, он должен покаяться и воззвать к Богу - «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Покаятья и успокоиться. В гневе не надо ничего ребенку говорить. Некоторым надо выйти в другую комнату или в ванну. Перед вами образ Божий, человек, которому надо помочь - что на него кричать? А ребенок внимательно смотрит на нас - можно ли грешить дальше? Добрая часть в ребенке очень надеется, что мы поможем победить зло, которое сейчас в ребенке проявилось. Нужно помолиться, как поступить. Возможно покрыть поступок ребенка любовью. Объяснить - как надо было правильно сделать, спросить ребенка - как? И часто ребенок сам говорит - как, а мама помогает ему. Либо родитель решает, что проступок был серьезный, требующий наказания.
3. О наказании. Важно не только наказывать, но поощрять ребенка. Наказание наступает тогда, когда ребёнка лишают поощрения. Поощрение - нормальные отношения с родителями. Тогда наказанием будет отстранение, но без обиды. Родителю важно следить за своим сердцем - не раздражаться, не обижаться. Если такое случилось - каяться, успокаиваться и возвращаться к ребенку, разбирая его поступок.
Пример: ребенок говорит - «я не хочу мыть посуду». Сажаем и разбираем: «а кто будет мыть - мама, у которой руки «с жилками»? Или папа, который с работы еще не пришел? Или сестренка маленькая?» Важно поддержать ребенка. Но при этом не развивать в нем тщеславие - «ой, посмотри, бабушка, как он помогает, посуду моет!».
Чтобы завершить наш разговор по этой теме, подчеркнём, что ребенок многое делает по инерции, которую ему задали образы в семье, школе. Ему надо различать, где действует он сам, а где - запечатления. Может оказаться, что он задирает младшую сестренку потому, что к нему целый день задирался какой-то забияка из его класса. И это нужно разграничить в ребенке, показать, что не надо греху давать возможности укореняться в себе. Это задача и пастыря, здесь родители должны идти с пастырем вместе.Как заставить ребенка делать уроки? Сейчас помогают только угрозы.
На угрозах далеко не уйдешь. Мы должны помогать ему, не ломать, а учить и создавать условия. Здесь церковные педагоги вам обязаны помочь, проблема может заключаться и в неверном распорядке, когда у ребенка нет спокойного обеда, выверенного времени отдыха.
Можно ли ребенку смотреть современные фильмы («Человек-паук»)?
Если родитель сначала сам посмотрит, сделает выводы, а потом посмотрит вместе с ребенком и обсудит - можно. Например, человек-паук - герой, который помогает всем безвозмездно, тайно. Принцип такой - сопровождать ребенка и в чтении, и в просмотре фильмов, формировать правильное отношение к увиденному или прочитанному. Если дойдет до чего-то стыдного - родитель выключит телевизор или перемотает.
Можно ли играть в компьютерные игры, если да, то какие?
По моему личному опыту в компьютерные игры ребенку играть нельзя. Ставьте пароли. Компьютер может быть тем, что помогает в учебе, интернет - лучше под контролем. Врачи считают, что ребенку можно проводить у компьютера не больше получаса. Если нужно писать реферат дольше - то работать с перерывами. К тому времени, когда ребенок задаст вопрос - «а почему нельзя играть?», он должен понимать, что он растет в православной семье, услышать от родителей оценку того, что происходит сейчас. Дети обычно доверяют родителям. «Почему ни у кого в классе нет, а у меня стоит пароль?» - «Потому что папа так сказал (батюшка так благословил, Господу неугодно)».
Могут ли у детей быть карманные деньги, можно ли их копить, как поступить с подаренными деньгами?
Думается, что было бы правильно, если бы у ребенка не было карманных денег, чтобы он не противопоставлял себя в семье. Как поступить, если ребенку дарят деньги? Поговорите с этими людьми (бабушкой, дедушкой), чтобы они отдали деньги родителям в присутствии ребенка и сказали - мы дарим эти деньги, чтобы вы могли купить тебе (велосипед). Если дали без вас - побудить ребенка отдать деньги в общую копилку или договориться с ребенком потратить их на то, чтобы подарить кому-то радость («У папы скоро день рождения. Давай подумаем, что ему подарить?»). Принцип такой - «свои» деньги будешь иметь тогда, когда будешь их зарабатывать.
Как объяснить ребенку, почему некоторые родственники неверующие?
Постарайтесь ответить на этот вопрос сами себе. Мои родственники неверующие потому, что.. и тут вы задумаетесь. Как можно объяснить ребенку то, что вы не знаете сами? Как относиться - другое дело. Молиться. И самое главное, когда вы приходите к этим родственникам - не стыдиться своей веры, перед трапезой помолиться вместе. Пусть другие сидят или даже выходят.
Можно ли заниматься тэквондо или танцами?
Такие вопросы лучше решать с личным духовником. Думается, что применительно к девочкам тэквондо заниматься плохо. Танцы хорошо, хотя танцам рознь (лучше бальные, народный танец). Зависит от преподавателя, танцы могут помочь укрепить здоровье.
Как научить ребенка говорить правду?
Можно ребенку начиная лет с 9 прописать его распорядок, обязанности, как вариант - внести наказание за определенный грех. За враньё, например, физическое наказание (для мальчика). По остальным проступкам можно подумать. Ребенок видит, что есть иерархия поступков, и есть такие, которые он никак не может совершать. Но наказывать без раздражения.
Вопросы о ювенальной юстиции - как к ней отнестись.
Если у нас будут здоровые семьи, и мы будем на основе заповедей Божиих с ребенком выстраивать отношения, ходатайствовать о ребенке перед Богом, то Господь не попустит ювенальной юстиции. Если же мы будем не радеть о своих детях, наказывать их в раздражении, унижать их, то возможно их будут воспитывать другие. Давайте разберемся в своих семьях, чтобы наша семья не нуждалась в ювенальной юстиции.
Как быть, если все дети класса покупают булочки в буфете? Давать ли ребенку деньги?
Если мы вспомним, что дети идут в школу, чтобы учиться, все встанет на свои места. Ребенку можно давать с собой еду - например, замечательный йогурт, большое яблоко, чтобы он в этой ситуации чувствовал, что такая еда намного лучше, чем то, что есть в буфете. Но важно помнить, что ситуация каждой семьи должна рассматриваться как уникальная.
Как быть с праздниками в школе?
Если содержание праздника неприемлемо, то родители вправе не пустить ребенка. Если это так, то поговорите с учителем, завучем, директором, в РОНО - аргументируйте, что вы не можете допустить, например, чтобы ваш ребенок участвовал в спектакле, где выступают полуобнаженные актеры, или по сцене летают бабки-ёжки. Надо говорить или писать в спокойной, корректной форме. Сначала помолиться, успокоиться, в разговоре хранить сердце.
Надо ли просить прощения у ребенка, если раздражались, сделали что-то не так?
Сначала надо попросить прощения у Бога, а дальше Господь вразумит, как поступить. Иногда достаточно приголубить ребенка. В исключительных случаях можно признать свою неправоту - не просить прощения, ребенок не может обижаться на родителей - это грех. В таких случаях (например, родитель в присутствии ребёнка осудил его духовника или законоучителя) - сказать: я был не прав. В бытовых ситуациях - попросить прощения перед Богом, а просить прощения у ребёнка неполезно для него.
Также ответы на многие вопросы родителей можно найти в книгах психологов Т.Шишовой, И.Медведевой, например:
1. Брошюры И.Медведевой и Т.Шишовой "Как хвалить ребёнка", "Как наказывать ребёнка", "Как воспитать ответственность". Они же вошли в состав книги «Ребенок не слушается - что делать?»
2. И.Медведева, Т.Шишова "Книга для трудных родителей"
3. Т.Шишова "Чтобы ребёнок не был трудным", и др.
Эти книги есть в библиотеке ЦПШ, они часто бывают в продаже (в церковной лавке).
Полную аудиозапись родительского собрания можно взять в библиотеке ЦПШ или запросить cсылку для скачивания (размер файла - 60 Мб).