Крещение Господа нашего Иисуса Христа 

Православное обозрение, 1866 г.
 

О крещении Христа Спасителя говорят все четыре евангелиста. Подробнее других повествует евангелист Матфей, но и сказания прочих евангелистов заключают в себе указания очень важные для ясного уразумения этого многознаменательного события в жизни нашего Спасителя.

Проповедь Иоанна Крестителя была проповедью покаяния, крещение его - символом очищения, омытия грехов. Для чего же Иисус Христос, чистый и безгрешный от самого рождения, идет на Иордан к строгому проповеднику покаяния и от руки его приемлет крещение? Вопрос этот не мог решить себе сам Креститель, по божественному вдохновению познавший в грядущем к нему Иисусе обетованного Мессию: Иоанн же возбраняше Ему, глаголя: аз требую Тобою креститеся и Ты ли грядеши ко мне? (Мф.3,14). Иисус Христос успокоил его недоумение следующими словами: остави ныне, тако да подобает нам исполнити всяку правду. Что означают эти слова?

Крещение Иисуса Христа нельзя представить себе событием, отдельно стоящим в Его земной жизни; напротив, оно не только имеет тесную связь со всем ходом Его служения нашему спасению, но составляет решительное и полное начало этого служения. Единому Безгрешному, возжелавшему пред вечною Правдою искупить падшее человечество, подобало свободою Своею поставить Себя пред Богом в положение грешного человечества: возчувствовать и вынести на Себе все бремя его греховности, - в лице Своей святыни представить Богу и Отцу все соестественное Ему человечество, обремененное сознанием греха, готовое подвергнуться всей силе действия Божественного правосудия. Отсюда становится понятным, почему Иисус Христос требует для Себя крещения, как символа покаяния в грехах человечества, для спасения которого Он воплотился, - как предначатия Своего страдания за грехи мира, и называет это исполнением правды. Нельзя сомневаться, что проповедь Иоанна о покаянии не только ни для кого из иудеев, но и для самого Иоанна не представлялась во всей глубоко-знаменательной своей силе; полная правда ее была открыта только Единому, вземлющему грехи мира. Сам Он был свободен от всякого греха, и потому мог содеяться совершеннейшею жертвою за грех; но тем сильнее в Нем было сознание тяжести греха падшего человечества, ради которого Он воплотился и вочеловечился. Самое чувство или сознание в Себе человеческой, хотя и безгрешной, плоти у Него не было одним личным сознанием, как будто бы Его чистая святая плоть не имела ничего общего с остальным человечеством, но скорее было сознанием Своей принадлежности к человеческому роду, который Он восхотел от греха и нечестия возвести к Своей святости. Таково действие Его любви, по которой самая святость Его нисходит к сознанию всеобщей греховности. И когда теперь проповедь Иоанна, имевшая в виду именно пробуждать это сознание в грешных людях, достигла высшей степени своей силы и строгости, то душа Иисуса восприяла на себя чувство человеческой греховности, и Он идет к воде очищения, Самим Богом установленного и совершаемого чрез Его пророка; и конечно никто из крестившихся не знал и не чувствовал в такой степени необходимости этого очищения для себя, в какой чувствовал оную Иисус для всего человечества. Таким образом, в крещении проявилось, как первое торжественное действие Его божественной любви к падшему человечеству, низхождение Его до униженной меры очищения, одинаковой с согрешившим человечеством, - взятие на Себя всех грехов человеческих и предначинательное низхождение, как бы во гроб, в струи Иорданские. Потому-то действие крещения покаяния в крещении Иисуса собственно обнаружилось, во всей полноте, благоволительным гласом Бога Отца о Сыне возлюбленном, и - сошествием на Него Духа Святаго. Иисус Христос, как чистейший представитель всего человечества, омывая Свою плоть крещением, тем самым торжественно предомывает во Иордане грехи людские, взятые Им на Свою ответственность: таким-то решительным началом искупления падшего человечества Искупитель воистину отверзает небо земле и являет человекам неведомую дотоле им тайну Троического поклонения. Таким образом, Иоанн Креститель только после Крещения возвещает Иисуса Агнцем Божиим, вземлющим грехи мира (Ин.1,29); тогда как прежде в своей проповеди представлял Его только сильнейшим себя, грядущим за собою, отмстителем за беззакония и воздаятелем за добро (Мф.3.10-12; Мк.1,7-8; Лк.3,9-17; Ин.1,15,26,27). Он прямо признается народу, что до крещения он не знал Иисуса (Ин.1,31,33), что видно из самой попытки его не допустить Иисуса до крещения. Сознавая свою собственную внутреннюю нечистоту, Иоанн сам желал креститься от Иисуса, но не знал, для чего безгрешному, чистому Господу потребно крещение? В кратком ответе Иисуса, как его передает евангелист Матфей (Мф.3,15), разрешается это недоумение Иоанна.

По словам евангелиста Луки, Иисус молился во время крещения (Лк.3,21). С уразумением цели крещения Иисуса дается разуметь и о предмете Его молитвы, ответом на которую служили последовавшие затем чудесные знамения. Омывая грехи человечества во Иорданских струях, Иисус молился о том, чтобы чрез Его безгрешное омовение распространилось очищение на все грешное человечество и, может быть, также о том, чтобы Его человеческому естеству Отец даровал силы, если можно так выразиться, вполне совершить начатый крещением подвиг очищения и искупления человечества. Впоследствии пред окончанием этого подвига мы видим, что Он молился о том же самом; разумеем здесь так называемое моление о чаше. Последовавшими за молитвой Иисуса знамениями Бог показал, что Он услышал молитву Сына Своего. Отверстие небес, Божественный глас и видимое сошествие Св. Духа, - вот знамения, которыми Бог ощутительно для всего народа, присутствовавшего при крещении Иисуса (Лк.3,22-22), ответил на крещение и молитву Своего возлюбленнаго Сына.

Чтобы уразуметь силу первого знамения, нужно представить себе первобытное состояние человека, когда он был еще добр и безгрешен. До грехопадения между Богом и человеком существовало тесное общение, имевшее по самому свойству чистой, неиспорченной природы человеческой характер видимого присутствия Бога в раю. Но как скоро грех повредил природу человека, то человек, как бы пропастью, грехом отлучил себя от Бога; херувим с пламенным мечом заградил человеку вход в райское жилище, где он прежде видимым, ощутительным образом сообщаться со своим Богом; и, когда потом грехи людские превысили долготерпение Божие, тогда самый земной рай был смыт потопом. Но небо не навсегда закрылось для человека; с очищением людских скверн или грехов оно должно снова открыться. И вот теперь чрез Иисуса Христа, эту новую дверь рая, оно открывается для человечества, скверны которого омывает на Иордане Безгрешный; таким образом, общение между Богом и человеком возстановляется. Но этого мало: на крещающегося Иисуса, как представителя предобновленного, предочищенного человечества, сходит видимым образом Дух Святый и на Нем почивает; при этом божественный глас свидетельствует о Нем, как о Сыне возлюбленном, в Котором открывается благоволение Божие к человечеству. В этом гласе выражается вся Отеческая любовь к сему Агнцу, берущему на Себя грехи мира. И слышится великое слово о примирении неба с землею, Бога с человеками. Явление Духа в виде голубя удобоприменительно и к общему понятию людей и к самой священной истории, которой все события суть события домостроительства спасения падшего человечества. Голубь, в общем понятии и по указанию Священного Писания, представляется как символ нравственной чистоты; в событиях же священной истории изображается еще как вестник спасения, принесший Ною свежую ветвь - радостный знак окончания потопа. Явление Духа в виде голубя указывает нам на оба эти значения, и как на символ духовной чистоты, недостающей грешному человечеству, и как на вестника благодатного спасения и примирения человека с Богом.

Таков смысл сошествия Св. Духа на Иисуса при крещении; но сие было - для всего человечества, представителем которого является здесь Иисус. Дальнейшее же значение этого сошествия в отношении собственно к лицу Иисуса Христа объясняет апостол Петр словами: помаза Его Бог Духом Святым и силою, и пройде Иисус благодетельствуя и исцеляя вся насилованныя от диавола, яко Бог бяше с Ним (Деян.10,38). На это помазание Иисуса Духом Святым ради Его высокого служения указывал пророк Исайя следующими словами: Дух Господень на мне, его же ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати плененным отпущение и слепым прозрение (Ис.61,1). На эти слова пророка Сам Иисус указывает, как на доказательство Своего божественного посланничества, Иоанну, который сам видел помазание Его Духом Святым. Креститель, находясь в темнице и слыша дела Иисусовы, послал к Нему учеников спросить: «Ты ли еси грядый, или иного чаем?» В удостверение Иоанна, и особенно учеников его, Иисус велел ученикам сказать ему, что они видят и слышат, именно - что слепые прозирают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые возстают и нищим благовествуется: и блажен, кто не соблазнится о Мне (Мф.11,2-5), - заключает Спаситель.