О ФИЛЬМЕ "МАТИЛЬДА. ТАЙНЫ СЕМЬИ РОМАНОВЫХ" 

Проповедь прот. Сергия Филимонова от 17 сентября 2017 г.

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы празднуем память святых благоверных князей Петра и Февронии, покровителей семьи и брака. Утверждением Священного Синода именно в дни их памяти мы усиленно молимся об укреплении наших семьей, о мире и взаимопонимании между супругами, чтобы храня свои семьи, мы укрепляли и нашу Церковь, и наше Отечество.
Кроме Петра и Февронии, муромских чудотворцев, мы возносим молитвы о семье и другим святым тоже. В их числе святые царственные страстотерпцы царь Николай и царица Александра, явившие святость супружеского союза, в благочестии воспитавшие детей и всей семьей получившие мученический венец.
Вот почему именно сегодня мне представляется важным остановиться на шумихе вокруг фильма «Матильда». Эта картина вызывает много споров по всем городам и весям, к ней обращено пристальное внимание православных христиан. И в день, когда мы сугубо молимся об укреплении брака, я не могу обойти эту тему, потому что сценарий фильма, наоборот, подрывает семейные основы.

ПЕРВЫЙ ВОПРОС: КАКОВ БУДЕТ РЕЗУЛЬТАТ
Любой человек, вкладывая труд в любой материал, работает ли он на производстве, в образовании, медицине или сельском хозяйстве, прежде всего определяет свою цель, и уже исходя из нее составляет программу действий. Без конечной цели нет деятельности, любое предприятие потерпит крах. В общественной жизни то же самое. Рассматривая любое событие, мы определяем ожидаемый результат. Христианин думает при этом в трех направлениях: каков будет результат для государства, для Церкви и меня как христианина и для общества.
Давайте подумаем, какого результата следует ждать от показа фильма, в котором рассматривается добрачная жизнь будущего императора Николая II?
Государь Николай II был главой государства, поэтому обнажая и смакуя ошибки его молодости, мы дестабилизируем отношение к власти, воспитываем неуважение к ней. А если можно не уважать высших людей в государстве, значит можно проявлять неуважение к старшим вообще, к родителям, к мужу. Начинается цепная реакция пренебрежения.
Если мы говорим о результате для Церкви и христиан, то обнажая слабые стороны человека, который прославлен в лике святых, акцентируя внимание на его слабостях и упиваясь грехами его молодости, мы принижаем его личность и высоту его будущего подвига, его страдания, его мученичества.
Напротив, Церковь всегда смотрит не на начало жизни и даже не на середину, а на ее конец. В жизни человека может многое происходить не по-христиански, но нас интересует финал. А каков был итог жизни царственных страстотерпцев, какой венец обрели они пред Богом, это все вы знаете.
Фильм о добрачном романе будущего императора-страстотерпца с балериной выходит в год столетия революции и ровно за год до столетия памяти царя-страстотерпца и его семьи, когда будут вспоминаться их страдания, смерть и то, что они сделали для Церкви и России. Конечно же, такое совпадение неслучайно, и оно кощунственно. Получается, что церковное прославление, святость, почитание — само по себе, а веселая жизнь, интрижки и влюбленности — сами по себе, и ничему они не мешают, и все мы тоже можем не стремиться к христианской жизни, а жить как попало, как получится, куда кривая выведет: Церковь сама по себе, а человек сам по себе.
А какой результат может дать этот фильм для общества? Давайте посмотрим, что происходит. Одни говорят: ничего в нем нет страшного, ничего особенного, это обычное творчество. Выступают министры, выступают режиссеры, крупные культурные деятели. Другие говорят: это беспредел, это оскорбление чувств верующих, и отправляются жечь кинотеатры и бросают в окна бутылки с горючей смесью. Результат налицо — раскол общества.
Наше общество сейчас неоднородно, и историческую правду разные люди видят в разном. История ретушируется, в ней словно бы и не было расстрелов и пыток священнослужителей, тюрем и ГУЛАГа, и вообще Сталин со своим режимом был благодетелем и для государства, и для Церкви, где породил сонм мучеников (мол, если бы они не были замучены, то и не стали бы святыми). Вот до такого абсурда доходят некоторые деятели на волне общей тенденции мять и перевирать историю, чтобы молодое поколение даже не подозревало об этих позорных и трагических страницах нашей жизни, о крови, которой пропитана русская земля.

ВТОРОЙ ВОПРОС: КОМУ ЭТО ВЫГОДНО
Второй вопрос, на который нас нужно найти ответ: кому это выгодно? В связи с этим мне вспоминается, как в 1930-х годах немецкие национал-социалисты подожгли рейхстаг и обвинили в поджоге коммунистов; в результате Адольф Гитлер пришел к власти. Так что то, с чем мы сейчас столкнулись, не ново. Кто-то поджигает машины, бросает в окна студии взрывпакеты, а в широких информационных пространствах все чаще фигурирует слово «православные»: «православные против», «православные активисты», «православные мракобесы». Вывод ясен: бей православных, они источник агрессии, они устраивают теракты и т.д., и т.п.
Но кто же на самом деле участвует в этих протестных акциях, пишет заметки в агрессивных Интернет-блогах? Это разные христианские организации, но не православные, а какие-то экстремистские.
Мы призваны все оценивать сквозь призму Святого Евангелия, и вот о чем оно нам говорит. Иудеи ждали земного царя, который освободит их от римского владычества. Но Христос-Господь обманул ожидания. Он пришел не как воитель, а как Богочеловек, Который принял на себя грехи мира. Поэтому, сталкиваясь с теми или иными людьми или группировками, которые называют себя христианскими, мы должны учиться различению духов, как учит апостол Павел. Вдумываться, каким духом питается тот или иной человек, та или иная организация. И если это дух злобы, если это дух враждебности, то здесь нет Христа, здесь торчат рога и хвост, и ясно, кто за этим стоит.
Нельзя винить Церковь в происходящих сейчас экстремистских выходках. Это явно заказные акции, которые, как и сам скандальный фильм, выгодны тем, кто хочет наше общество окончательно разломать, чтобы не было возврата к единству, чтобы стало невозможным общее покаяние.
На отпевании во время захоронения екатеринбургских останков 17 июля 1998 года, когда еще было непонятно, царские это мощи или нет, всех удивил тогдашний глава нашего государства Борис Николаевич Ельцин. Он подошел, и поклонился останкам, и от лица всего народа сказал: «Каемся, приносим покаяние». Не постыдился. В чем каемся? В том, что забыли свои корни, что согласились с тем предательством царя Николая II 100 лет назад, в 1917 году. А ведь при избрании на царство Михаила Феодоровича, окончившем Смутное время, наш народ обещал роду Романовых, что навеки принимает их из рода в род как помазанников Божиих. Но покаяние главы государства прошло незамеченным, и определенная часть общества до сих пор декларирует свою «независимость». Им безразлична история и ее уроки. Они готовы увлеченно копаться в императорском грязном белье, подсматривать в замочную скважину и домысливать непристойности, опираясь за любой полунамек.

ПОВРЕДИТ ЛИ ЭТОТ ФИЛЬМ СВЯТОСТИ ИМПЕРАТОРСКОЙ СЕМЬИ
Мне хотелось бы сейчас перевести это событие в духовную плоскость и спросить: а повредит ли святости царской семьи этот фильм или другие подобные акции? Разве мало поливали грязью нашего императора? 90 лет его всячески осуждали и поносили, и с канонизацией царской семьи были большие проблемы. Но правда восторжествовала. И эта насмешка тоже не повредит ему. Почему я так считаю?
Во-первых, в свое время многих святых поливали помоями. И что? Где ныне те клеветники и где святые? Первые давно сгинули, а вторые сияют нам, как небесные маяки.
Во-вторых, ничего не понимают в жизни Церкви те, кто предполагает, будто рассказ о юношеских увлечениях убьет авторитет святого страстотерпца Николая. Если мы обратимся к Священному Писанию Ветхого Завета, то увидим, что царь Давид, человек святого образа жизни, святых мыслей душой и сердцем, всецело преданный Богу, совершил прелюбодеяние — согрешил с Вирсавией, и этот его грех столетиями анализируется на уроках церковной истории и закона Божия. Церковь не скрывает, что был такой момент в его праведной жизни. И не скрывает, какое бедствие навлек на народ израильский этот грех Давида.
Пожалуйста, можно отснять фильм о Марии Магдалине. Это будет ужасный фильм, потому что первую половину жизни она была, по существу, проституткой, торговала своим телом, вела самую безнравственную жизнь. А Мария Египетская? А мученик Вонифатий? Он же пил практически всю жизнь, жил внебрачной жизнью с Аглаидой. Но в какой-то момент в нем воссияла ревность пострадать за Христа, и он этот момент не упустил и в полноте исполнил просьбу своей госпожи привезти ей мощи христианина — вернулся к ней своими мощами, приняв крещение в собственной крови. Мы молимся святому мученику Вонифатию, прося избавить близких от алкоголизма и наркомании, обращаемся к нему как к угоднику Божию. А можно ведь и исследование научное написать, какое вино он пил, чьего производства, кто это вино поставлял и в каком количестве. Но только зачем?
Вспомним праведного Василия Павлово-Посадского, в юности избыточно пившего вино. Но каким праведным светом воссиял он потом! А преподобный. Силуан Афонский? Церковная история говорит о явном нарушении им заповедей Божиих в первый период жизни. Но как он жил потом? Весь церковный мир чтит его как величайшего преподобного, который удостоился лицезреть Христа и оставил нам богатейшее духовное наследие.
Церковь смотрит не на начало жизни, а на то, как человек ее закончил. В том-то и заключается правда церковной истории, что она не скрывает ошибок людей, ставших святыми. Мы видим, какие последствия эти ошибки имели. Мы учимся на них и видим, как они их преодолевали.
Да, у будущего императора Николая II были заблуждения и увлечения молодости. Но именно он со своей супругой стали для нас образцом семейной верности. Напомню, что Временное правительство разыскивало письма, которые они писали друг другу. И вот наконец член комиссии доложил председателю правительства, что письма найдены, и прочитаны, и они ясно свидетельствуют о святости отношений венценосных супругов, их мыслей и чувств. И если их опубликовать, то императорскую чету еще при жизни будут считать святыми. Тогда было велено эту переписку запечатать и спрятать. Вот о чем говорят архивы.
Мы молимся святым страстотерпцам, чтобы они научили нас жить так, как жили они, так же любить, как они любили, так же воспитывать детей, как они воспитывали, так же молиться за них, как они, так же вместе принимать страдания, так же вместе встречать смерть. Научили пройти жизнь вместе, как рука об руку прошли ее они.
Вот итог жизни, вот что важно для Церкви.

СКАНДАЛ КАК РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЯ ПРОМЫСЛА БОЖИЯ
Выбор был всегда и выбор всегда есть. Сейчас особенно свободное время, время вседозволенности. Хочешь молись Богу, хочешь иди колись наркотиками, хочешь учись, а хочешь бездельничай. Пожалуйста, иди к игральным автоматам, джек-поту, в любые злачные места, ночные клубы. Пожалуйста, снимай всякие пошлости, а хочешь, снимай высоконравственные вещи. Но всегда, во все времена были и будут места и дела как злачные, так и добродетельные. Каждый сам выбирает свой путь.
А дальше вопрос совести, вестись ли на провокацию, смотреть или не смотреть фильм «Матильда». Но мне хотелось бы напомнить вам слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1Кор. 6, 12). Никаких запретов нет, но есть ли польза?
Интересен тот факт, что среди тех, кто редко ходит в церковь, среди людей маловерующих и даже неверующих многие отрицательно отреагировали на это скандальное происшествие. Два дня назад я разговаривал с одним профессором, он увлекается историографией и перечислил мне ряд, можно так сказать, проколов в нравственной жизни царя Николая II. Он не согласен с его канонизацией, говорил, что у историков она вызывает большое смущение.
Но вот что сказал этот ученый: «Я знаю, что Церковь канонизировала императора Николая, тем самым выразила свое мнение о нем. И поскольку Церковь это сделала, я не пойду смотреть фильм, где показывают его нечистоту». Вот она, гражданская и христианская позиция человека, даже и критически настроенного к личности императора.
У христианина есть единственный законный путь влияния на мир. Это не агрессия, не возбуждение раскола, не инакомыслие, а обращение к закону. Люди собрали подписи под обращением в государственные органы, чтобы показ этого фильма запретили. И что в результате? Те московские инстанции, куда были направлены эти письма, никак на них не отреагировали.
Все, для христианина законный путь действий исчерпан. Отныне он должен искать в происходящем определенный Промысл Божий. В чем же он? В том, что Господь надзирает за сердцами сынов и дочерей человеческих и взвешивает их. У кого нет совести, это их путь, их выбор. Но они должны знать: Господь сейчас взвешивает их сердца и души. Ведь то, что совершает человек в каждую минуту жизни, определяет его состояние в вечности. В Священном Писании Ветхого Завета мы слышим страшные слова: «Ты взвешен на весах и найден очень легким» (Дан. 5, 27). Это было сказано царю Навуходоносору, но ведь то же самое может услышать каждый из нас, поступая не по совести, а как вздумается, понимая свободу как вседозволенность и всераспущенность, а не как свободу от порабощения дьяволом и грехом.
Вот для чего необходимы все подобные события — чтобы человек мог сделать свой свободный выбор.
Об этом говорят и произведения отцов первых веков Церкви. Что в Церкви должны быть споры, это нормально, что должны существовать разные общественные явления. Они призваны выявить людей, которые истинно веруют и которые веруют формально, внешне, совершают свою жизнь в Церкви механически, не углубляются своим умом в суть вещей, не анализируют происходящее, не просят, чтобы Бог прояснил им непонятные явления; людей духовно невежественных, необразованных, лишенных истинно евангельского духа.

МОЛИТВА - ХРИСТИАНСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МИР
Дорогие братья и сестры я еще и еще раз призываю вас не реагировать ни на какие провокации. У нас с вами есть сильнейшее средство воздействия на мир — молитва. Мы всегда можем помолиться: «Господи, запрети беззаконие, не допусти его».
В свое время в нашем городе собирался гастролировать летающий по воздуху английский фокусник по фамилии Копперфилд. Но до того он был намерен выступить в Выборге. Так вот, все православные христиане Выборга встали на молитву. И Копперфилд доехал до Выборга, подумал-подумал и отказался от концерта: «Нет, здесь я выступать не буду, в этих краях нелетная погода».
Давайте, дорогие мои, создавать своей молитвой такую нелетную погоду для зла и неправды. Мы христиане, и если мы с чем-то недолжным столкнулись, то вперед — проанализировали и молимся! Не выплескиваем бурю негативных эмоций. Не поджигаем кинотеатры. Не машем руками, не кричим. Не проклинаем. Все это нехристианский дух. К нему подвигает нас дьявол, стремясь, чтобы христианин, озлобившись, потерял благодать Святого Духа, перестал быть гражданином своего Небесного Отечества и достойным гражданином своей страны.
Святитель Игнатий Брянчанинов говорил: «Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его». К этому призывает нас великий учитель покаяния, таков наш истинный путь.
Итак, происходящее сегодня — весь этот шум вокруг подготовки к показу фильма «Матильда» — имеет духовные корни и будет иметь духовные последствия. Здесь явно усматривается Промысл Божий. Вести себя так или иначе — это вопрос выбора. «Все мне позволительно, но не все полезно». Я не полезу туда, куда не позволяет моя христианская совесть. А с тем, что не будет противоречить моей христианской совести, возможно, я приду ознакомлюсь.
Вот как мы должны реагировать на все происходящее. Выбор за нами. Каждый должен решать самостоятельно, а не по указке: вот вышел батюшка, благословил, и я пошел исполнять, а с меня и взятки гладки.
Вы — христиане, у вас есть мозги, у вас есть совесть, у вас есть церковный опыт. Вам выбирать, к чему лежит душа, к безнравственности или к праведности.