Воспитание дошкольника-главное 
1. Главное в опыте церковной жизни малыша-частое причащение Святых Таин. Но ребенок сможет почувствовать, что имеет дело с чем-то особенно важным, особенно святым, если почувствует благоговейное отношение к таинству Причащения родителей и всех собравшихся в храме!!! Для родителей таинство Причащения очень важно и потому, что только участвуя в этом таинстве, родитель может реально измениться, преобразиться, отказываясь от каких-то неверных, греховных родительских привычек.
2. Если ребенок даже ничего не знал о Боге и Церкви в дошкольном возрасте, но рос в атмосфере любви и душевного покоя, подчиняясь семейной дисциплине (обратите внимание на режим дня ребенка - пример дан на стр. 2), он вполне подготовлен к сознательному религиозному развитию.
3. В течение всего периода дошкольного возраста у ребенка формируется духовное мировоззрение: ребенок узнает, как Бог любит его, ребенок учится молиться Богу, Божией Матери, святым, учится любить храм и богослужение. В этом возрасте у ребенка через реакции взрослого на жизнь формируются основные понятия о добре и зле.
Именно в этом возрасте ребенку важно услышать от вас много рассказов о том, как Господь помогал людям, исцелял, насыщал. Очень важно, чтобы истории, которые вы рассказываете, вы читали не по Закону Божьему, а сами прочитали в Священном Писании и пересказали ребенку.
Преложение Евангельских историй для детей
Евангелие | Закон Божий для самых маленьких |
13 Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. |
Слушать Иисуса Христа собиралась всегда толпа. Приходили здоровые и больные, старые и молодые, богатые и бедные. Приходили к Нему и матери с маленькими детьми. Ну а дети - дети не умеют тихо сидеть и молчать. Наверное, иногда они мешали взрослым слушать Христа. И ученики Иисуса Христа стали отгонять детей и говорить матерям, чтобы дети не мешали слушать Учителя. Но Иисус Христос, увидев это, разгневался и, подозвав учеников, сказал: ПУСТИТЕ ДЕТЕЙ ПРИХОДИТЬ КО МНЕ И НЕ МЕШАЙТЕ ИМ. И Он обнял их и благословил их. |
1 На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. 2 Был также зван Иисус и ученики Его на брак. 3 И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. 4 Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. 5 Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. 6 Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. 7 Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. 8 И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. 9 Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха 10 и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. 11 Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его. (Ин. 2,1-11) |
Вскоре после Крещения в городе, где находился Иисус Христос, была свадьба у бедных людей. На свадьбу пригласили Мать Иисуса Христа, Его самого и учеников. Во время праздника Мать Иисуса Христа заметила, что не хватает вина. А для хозяев это беда - нет угощения для гостей... Тогда Мария говорит Ему тихонько: "У них нет вина..." Но Иисус ответил: "Еще не пришел час Мой..." Мария знала любовь Своего Сына к людям и была уверена, что Он непременно поможет им в беде, поэтому Она сказала слугам: "Что скажет Он вам, то и делайте". |
17 В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных, - 18 вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом; 19 и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса. 20 И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои. |
Однажды в одном доме собралось очень много людей послушать Иисуса Христа. В это время четыре человека принесли к дому на носилках друга своего. Они слышали про чудеса Иисуса Христа, что Он больных делает здоровыми, и решили помочь несчастному. Но народу в доме и даже вокруг дома собралось так много, что невозможно было даже войти в него. Хоть уходи домой ни с чем... Тогда они придумали вот что... В той стране дома всегда строили с плоскими крышами, и друзья с носилками влезли на крышу дома, разобрали кусочек крыши и на веревках опустили носилки прямо перед ногами Иисуса Христа.
|
Примеры преложения Евангельских историй для детей приведены из книги «Закон Божий для самых маленьких», С.С.Куломзина.
%cut%
Примерный режим дня дошкольника:
Насколько строго нужно придерживаться режима? В каждой семье свой режим - в одной дети встают в 7, в другой - в 9. Для ребенка важна последовательность привычных действий. Колебания могут быть в пределах 30 мин., например, если в среднем обед в 14 ч., то нормальным будет пообедать в интервале от 13.30 до 14.30, но в 16 ч. – это не норма.
Режим ребенка меняется с возрастом, в зависимости от времени года (летом дети часто просыпаются раньше), болен ребенок или здоров, наличия школьников/младенцев в семье, времени ухода на работу и возвращения с нее папы и т.п.
Ребенок 1 год (в семье 3 детей)
07:30 Пробуждение (Обнимите малыша, пожелайте ему доброго утра).
Подойдите к иконам с малышом на руках, перекрестите его, кратко помолитесь
07:45 Умывание, одевание
08:00 Кормление (после ночного в 5:30 утра)
09:00-11:30 Совместное времяпровождение (общение, игры, домашние дела и тд.)
11:30 Кормление
11:45-13:45 1-й дневной сон на свежем воздухе (прогулка)
13:45-14:30 Занятия с малышом (показывайте малышу интересное; разговаривайте с малышом; поиграйте в ”ладушки”; расскажите сказку )
14:30 Кормление
14:45-17:30 Бодрствование. Во время бодрствования малыша старайтесь ласково разговаривать с ним, обнимать, брать на руки, играть.
17:30 Кормление
17:40-18:40 2-й дневной сон
18:40-21:00 Бодрствование
19:45 Купание, водные процедуры.
20:30 Кормление
21:00-07:30 Ночной сон. Перед сном подойдите с малышом на руках к иконам, перекрестите малыша, кратко помолитесь. Помолитесь во время или перед каждым кормлением малыша.
Дети 3 и 6 лет (2 ребенка в семье), будни
8:30 Пробуждение. Одевание, участие в заправке постелей.
8:45 Краткая детская молитва (Ребенок 6 лет молится самостоятельно (просит о здравии близких и знакомых, личные молитвы), потом дети молятся вместе с мамой – поем основные молитвы («Отче наш», «Богородице, Дево, радуйся», тропарь Кресту, и т.п., молитвы святым семьи). Также дети любят вместе c мамой петь молитвы перед едой («Отче наш» или тропарь двунадесятого праздника. Тропари праздникам - текст и аудиозапись- можно найти в календаре здесь. Принятие св. воды и просфоры.
9:00. Заплетание волос (обе девочки), в это время старшая делает зарядку для язычка и логопедические упражнения.
9:30 Зарядка (можно воспользоваться одним из 5 вариантов зарядки телеканла "Радость моя")
10:00 Помощь в приготовлении завтрака, накрывании на стол. Пока готовится, дети могут на кухне порисовать или полепить.
10:20 Завтрак. По традиции, пока остывает каша, дети просят почитать страничку из детского православного календаря «Егорушка».
10:50 Чистка зубов.
11:00 Дела по дому. Дети помогают убраться, разобрать постиранное белье, помыть плиту или раковину и т.п.
11:30 Мультфильмы.
12:00-14:00 Прогулка со знакомыми детьми
14:30 Обед
15:00 Чтение книги по выбору детей, дневной сон. Если старший ребенок не спит – он может просто полежать и потом тихо позаниматься, порисовать, поиграть.
18:00 Полдник
18:30 Прогулка или занятия с детьми. Если нужно позаниматься со старшей (подготовка к школе), то младшему ребенку в это время можно поставить аудиосказку, или посадить рядом с раскраской.
20:30 Семейный ужин.
21:00 Игры, общение с папой.
21:45. Умывание
22:00 Чтение книги по выбору детей, сон.
Изменения по дням:
1. Помимо воскресения в среду или четверг стараемся попасть на Литургию (дети встают в 8:00, выходим из дома в 8:30, возвращаемся домой в 10:30-11 ч).
2. По вт и пт. с 11 до 12 ч. со старшей девочкой занимается логопед.
3. По пн. и чт. у старшего ребенка были занятия по подготовке к школе с 15.30 по 18:00 (с учетом времени на дорогу). Т.к. это время сна младшего ребенка, договаривались с другой мамой, чья дочь ходила на те же курсы, она по дороге забирала и моего, в свою очередь я могла забирать их из школы, после чего дети вместе могли поиграть на улице или дома.
Похожие материалы:
Как заботиться о развитии дошкольников - советы мамам
Пост для детей