Семинар для родителей, май 2012 г. 
духовник ДПЦ им. свт. Иннокентия Московского
Вместо предисловия
Наши встречи становятся уже
традиционными, поэтому вопросов должно становится все меньше, а значит, - «зон
нашего неведения», нашей «нецерковности» становится тоже меньше, и есть надежда, что мы можем
помочь нашим детям. Воспитать их действительно искренне верующими людьми,
достойными членами общества, - прежде всего, конечно, любящими Бога. Сейчас
доступны все материалы по вопросам православной педагогики. Мы и поговорим о
том, как их применить в наших условиях по отношению к нашим детям.
О почитании старших
Как развивать в ребенке уважение к старшим, почитание священноначалия, если личный пример не помогает?
Все совершается на основе личного примера: и научение молитве, и пост в семье ребенок соблюдает, когда он видит постящимися своих родителей, и благочестие, и отношение к другим людям, и к слову. Вообще всякое отношение к чему-то другому ребенок «считывает» с родителей, потому что личный пример, конечно, на первом месте.
Что же делать, если несмотря на то, что есть личный пример, ребенок не уважает старших?
Этот вопрос может решить во всей глубине и полноте личный духовник человека, задавшего этот вопрос. Духовник посоветует, прежде всего, начать сугубо молиться за такого ребенка. Молитву доводить до сердца, до «боли в сердце».
Уважение и почитание - разные вещи.
Уважение - категория нравственная, она лежит в плоскости «человек-человек». Наши дети так же как и мы являются наследниками греха Адама. Действие греха в ребёнке таково, что направляет его взгляд на грехи взрослых. Взаимодействуя со взрослым, ребенок реагирует на его недостатки, не находя в нём того, за что можно уважать. Духовно более слабого взрослого он не будет уважать. Более сильного - бояться. Неуважение сначала будет скрытным, а после 12 лет - может стать открытым. Если мы находимся в координатах гуманистической модели «человек-человек» - неуважение в той или иной степени неизбежно.
Но как только в наших отношениях начинает присутствовать Бог - у нас есть то Высшее, к чему мы можем аппелировать. Тогда родитель не от своего имени научает, а от имени Бога. Когда взрослый, родитель, любой старший носит Самого Господа в своих мыслях, в своих чувствах, в своих отношениях к Нему - ребенок слышит обязательно что-то невидимое, что есть в этом взрослом. Он как бы ощущает ту силу, которую взрослый сам в себе взращивает, эти отношения с Богом.
Поэтому, если мы будем говорить только об уважении, то есть нравственном отношении между двумя людьми, то все
время будет опасность, что ребенок так и не научится видеть нечто большее, чем
он сам. Мы же призваны учить почитанию
- помните, как гласит пятая заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою». Чти,
почитай, не «уважай», а именно чти. На церковном языке почитание означает,
когда ты слышишь в другом, в старшем, большее, чем ты сам. Когда даже его
недостатки, которые могут быть очевидны в очах ребенка, перекрываются той
силой, которая невидимо стоит за самим родителем, силой Божией. Воистину Сила
Божия в немощи совершается. Каждый из нас человек немощный и греховный. И мы
можем спросить: «А имеем ли мы право наших детей учить нравственности, зная,
каковы мы»? Но, когда мы по поручению Бога это делаем, мы делаем это с Богом -
тогда наше дело может быть успешным.
Отвечая на конкретный вопрос - как развить в ребенке уважение к старшим, если личный пример не помогает? Здесь личный пример - мои личные отношения к моим родителям, я отношусь к ним с любовью, почитанием. Здесь только одно - учить ребенка почитанию. Примерно, так, что мы внутри себя проговариваем: «Хоть я и сам человек не совершенный, но сам стараюсь исполнять заповеди Божии, так и тебе нужно учиться исполнять эти заповеди. Я тебе в этом помогу. Вот ты неправильно сейчас сказал. Так нельзя говорить взрослым». А как нужно сказать? Сразу научи. Нельзя ребенка дергать: «Что ты такое говоришь?! Да как ты так смеешь»?! Не надо никогда укорять, это бессмысленно, потому что тогда мы его только осуждаем и не даем никакого выхода.
Господь вручил родителям право оценки поступков своих детей - и мы должны дать оценку их поступку: «вот это ты неправильно сделал». И сразу же покажем, как правильно, и почему правильно именно так. Самый простой пример - «Вот ты не уступил место в транспорте. Как надо было поступить? Надо уступить. А почему?». И вот тут разговор. «А потому, что это старший человек. А потому, что Господь учить его почитать» - «А почему? Я же не знаю эту бабушку? Или дедушку, он был такой злой! Зачем я ему должен был уступать место?»
- «Так хочет Бог. Мы, в конце концов, в старших почитаем Бога. Образ Божий, который в нем есть».
Мы видим, как дети в древнерусской семье почитали своих старших братьев и сестер, и ненамного старших. Так четко было слышание иерархии. Когда с 12 лет, и даже раньше, девочка могла следить за всеми младшими братьями и сестрами, они ее все слушались, и держать на себе хозяйство.
Вопрос почитания напрямую касается нас самих - если мы сами не имеем этой силы почитания, например, позволили себе при ребенке неуважительно отозваться о гражданской или, тем более, церковной власти; если мы пришли в магазин, на нас накричали, а мы с ребенком вышли и при нем начали осуждать старшего по возрасту и т.п. - этим перечеркиваются наши усилия и педагогика. Если же мы все время сами трудимся над почитанием, почитаем своих родителей, духовника своего, гражданские власти - у ребенка выстраивается цельная гармоничная картина мира: если человек старше меня - это уже на меня накладывает обязанности его почитать.
О детском посте
С какого возраста целесообразно приучать ребенка к посту?
Смотрите материал «Пост для детей»
Что можно давать читать в пост семилетнему ребенку?
Мое отношение и духовническое и родительское такое - у ребенка не должно быть различия между постным и обычным чтением.
Взрослые в пост по благословению духовника совершают те или иные духовные труды, например, чтение какой-то главы из книги, Евангелия или посланий св. апостолов. Благочестивые дети, узнавая, что есть благословение духовника, тоже стараются его исполнять. Ребенка никто не заставляет, но он батюшку любит, он батюшку хочет учиться слушаться. Если его в этом чуть-чуть поддержит родитель - вот он уже и читает вместе с родителем постное специальное чтение.
А если ребенок будет читать «Незнайку на луне» в пост - пусть читает. Сколько назиданий в наших сказках или в хороших добрых книгах. Что именно читать ребенку - обращайтесь в библиотеку ЦПШ детского отделения, там есть не только книги, но и видео, и пособия, и списки рекомендованной литературы.
Выставки книг о святых, о Рождестве Христовом располагаются на сайте. Также есть списки рекомендованных книг и фильмов для детей разного возраста, книг о семье и воспитании для родителей.
О молитве, богослужении
Как должно быть организовано молитвенное правило для ребенка 7 лет, ходящего в ЦПШ?
На какие службы ходить, на сколько?
Если ребенок ленится идти в храм, стоять на службе чем лучше всего его мотивировать?
Об этом мы подробно говорили в прошлом году, см. семинар для родителей
Еще раз о наказаниях
Какие наказания приемлемы для ребенка в зависимости от проступка: за
неправду, обман, за неуважительные слова, за непослушание, когда родителями
сказано, что нужно делать, а ребенок делает по-своему?
Темы наказаний хотелось бы вообще избежать - чтобы не было наказаний в нашей семейной жизни. Вопрос о наказаниях очень непростой. Есть указания у свт. Игнатия Брянчанинова о том, что наказывать девочку физически нельзя. Мальчику такое возможно и об этом говорит Священное Писание. Но это какие то крайние случаи.
А наказания очень разнообразные, если их понимать, как некие лишения. Но, для того, чтобы лишать, надо сначала дать, чтобы ребенок был любим, обласкан в семье. Когда ребенок растет в атмосфере заботы, любви, и мы стараемся его подбодрить на совершение добрых поступков, оценивая их в положительном эмоциональном фоне - «молодец, ты правильно поступил»! Если же, напротив, он слышит только: «Нельзя, хватит, перестань, ты наказан», то ничего из такой «педагогики» не получится.
Я не возьмусь сделать такую точную шкалу неких проступков. Это, наверное, вас вразумит Сам Господь. Скажу только одно, что говорил в прошлый раз. Если вы приступите к наказанию ребенка без собственного покаяния в этом грехе, который совершил он, ничего не выйдет. О чем идет речь?
Вы видите, что ребенок согрешил, например, сказал неправду. Вас это возмутило. Конечно, вы поставлены Богом, что бы ребенка воспитать честным, правдивым. Но если вы начнете сразу же его укорять и говорить, как надо правильно сделать, это не принесет пользы.
А что принесет пользу?
Прежде всего в своем сердце (для этого достаточно нескольких секунд) в этом грехе сами покайтесь. Родитель, который все время грех ребенка распознает как свой - счастливый родитель. Он видит внутреннюю невидимую связь: «Мой ребенок сказал неправду. Господи, прости меня, сколько раз я говорил неправду! Если не говорил, то думал, или не хотел, чтобы правда была. Ты меня прости, это моя лживость». Мгновенно покаялись перед Господом, и тогда приступайте через призму покаяния к труду над тем, чтобы ребенок осознал этот грех, покаялся в нем. Когда мы сами носим покаяние - Господь дает нам услышать меру наказания. Это важно, потому что превысите меру - ребенок не станет лучше, начнет бояться, или еще больше врать. Поэтому сначала надо покаяться родителю, не вместо ребенка, но обнаружить этот грех в себе и покаяться самому, что этот грех в вас тоже есть. Испытать боль в самом себе. А дальше уже боль о ребенке, который, так же как и я, продолжает мою линию этой жизни, идет по пути греха, а не к Богу.
Поэтому, какие конкретно наказания в какой ситуации применять - я вам не скажу. Вы можете поойти с конкретным вопросом о вашей ситуации к духовнику, духовник будет молиться и отвечать, надо или не надо наказывать. Но я думаю, что половина вопросов отпадет, когда мы начнем сами через покаяние относиться к проступкам наших детей.
Обучение в общеобразовательной школе
Как сделать так, что бы для ребенка ЦПШ стала главнее школы общеобразовательной?
Очень хороший вопрос, правильный, но на него есть ответ на сайте в прошлом семинаре.
Ребенок не хочет выполнять домашнее задание, все методы уже испробованы были - и наказывали, и были у психолога, и на исповеди, но все равно очень много времени у него уходит на то, что бы настроить себя на выполнение домашнего задания. Как быть?
Это вопросы чисто педагогические, по вопросам консультаций церковного педагога обращайтесь, пожалуйста, к м.Иулии.
Но, возможно, эта проблема - медицинского характера, и стоит сначала
встретиться с врачом - неврологом, ортопедом. У нас есть Общество православных
врачей, можно записаться
на консультацию к врачам более 40 специальностей.
Консультации проводят врачи: психолог, невролог, кардиолог, ЛОР, онколог, дерматолог, врач лечебной физкультуры, эндокринолог, невролог, инфекционист, логопед и др. Запись через диспетчерскую по тел. 293-27-51
Кроме того, можно обратиться в Семейный клуб «София», поговорить с родителями, которые эти проблемы уже решали.
Да, ребенок обязан выполнить домашнее задание, но я хочу о другом сказать. Из нашей жизни ушла сословность. Не всем надо и получится учиться на «5», чтобы идти в институт во что бы то ни стало. Не надо гоняться за тем, что не написано на роду. А для того, чтобы узнать, что на роду написано - начинайте молиться сами, идите к своему духовнику, просите его молитв о себе, о вашем ребенке, о его судьбе и внимательно вслушивайтесь, что открывается по этому поводу. Вполне возможно, что вы задумали из дочери сделать член-корреспондента академии наук, а у нее предназначение быть хорошей мамой. По этому поводу есть хороший фильм - «Однажды 20 лет спустя».
Учитель истории на уроке негативно говорит о Церкви. Ребенку это слышать неприятно, но он против того, что бы я поговорила с преподавателем в корректной форме. Нужно ли встречаться с учителем вопреки желания ребенка?
То, что он вам рассказал о том, что происходит в школе, это хорошо, вы его успокойте. Ничего не бойтесь, идите, разговаривайте сначала с преподавателем. Найдите только время, что бы это не было на ходу, или вне времени, когда у преподавателя горячая пора, когда он проверяет кипу сочинений. Поговорите с учителем, попросите его. Не надо никогда скандалить и тем более укорять. Попросите учителя: наш ребенок верующий, он ходит в церковно-приходскую школу, ему очень больно слышать о том, как с ваших уст срываются, наверное, случайно, слова в адрес православной Церкви. Поэтому, большая просьба: постарайтесь воздержаться в присутствии нашего ребенка от таких высказываний. Поблагодарили, сказали: «спасибо вам большое за ваш труд», и распрощались.
Если же вы пришли, настроенные на скандал - реагируют на вас самих, а не на смысл ваших слов. Поэтому будут от вас отстреливаться, ограждаться, перед вами дверь закрывать. Найдите нужные слова. Помолитесь Господу, чтобы вам сказать это с добрым сердцем. Постарайтесь, прежде всего, помочь самому учителю.
У нас в приходе был случай, когда в классе общеобразовательной школы в присутствии ребенка учитель ругался матом. Хорошая учительница истории, мастер своего дела. Никто из родителей не хотел связываться. По благословению духовника мама с папой сначала пошли к этой учительнице. Затем, при невозможности быть услышанным, идете к завучу, затем - директор, РОНО. Вы дойдете до РОНО, и, например учителя снимут, как случилось в той ситуации.
Лучше было бы ей перестать ругаться, и остался бы хороший специалист. Поэтому, понимайте, что вы можете человека лишить рабочего места. Постарайтесь с ним найти контакт.
Школьный курс не предполагает изучение теории Божественного происхождения человека, изучается теория Дарвина. Как к этому относиться?
Это даже на научном языке не теория, а гипотеза. У нас в ЦПШ проходил целый семинар по этому вопросу, и мы могли бы здесь помочь, если родители проявят заинтересованность. А так - это разговор в семье, когда предлагаются иные модели. А для этого надо родителям разобраться. И отвечая на этот конкретный вопрос, просто предложить ребенку видение, что мир создан Богом.
Некоторые говорят: «Ну, а как же ребенок встанет, и начнет говорить теорию Дарвина по биологии. А как же он будет обманывать: думает так, а говорит по-другому?». Ребенок встает и говорит «Дарвин считал...» и рассказывает. Учитель спросит: «А ты как считаешь?» На этот момент ребенок должен уже знать, что ответить - мир и человек созданы Богом.
Как относиться к изучению иностранных языков? У меня внучка в английской школе. С 1 класса английский, с 4 класса - немецкий. И там поощряется еще и общение через Интернет со сверстниками. А я где-то прочитал, что это не очень поощряется в православной Церкви.
В православной Церкви поощряется то, что соответствует реализаци замысла, который Бог вложил в человека. А задание это не только развивать духовную сферу, но и душевную, и физическую. У каждого человека есть рассудок, который надо наполнять правильными, полезными знаниями. Любое знание может быть как спасительно, так и губительно. Если, например, ребенок, изучая английский язык, будет сориентирован, что он будет из-за этого получать много денег и станет значим в глазах своих сверстников, то это - греховный помысел.
А если он будет изучать язык для того, чтобы съездить в свое время на могилу митрополита Антония Сурожского в Лондон, или чтобы познакомиться с огромной семьей православных Церквей в Северной Америке... Давайте мы эти знания употребим на службу Церкви - сколько нужно референтов, которые готовят церковные документы на иностранных языках. Сколько замечательных священников, которые знают языки, которые отправлены нести службу за рубежом. Если она будет прекрасно знать несколько языков и поступит в Свято-Тихоновский институт, например, и через свое служение будет людей объединять во Христе - это же замечательно! А то, что она общается в Интернете - пусть учатся сейчас дети наши общаться в Интернете, и пусть это сопровождается нашими рекомендациями.
О детской исповеди, покаянии
Дочка исповедуется у своего священника, но он ее ничего не спрашивает. Как должна быть организована исповедь?
Такой я вижу контроль со стороны родителей. Священник, во-первых, сам разберется, как быть, а чтобы вам разобраться, чтобы вы не смущались - прочитайте наш очень хороший семинар о детской исповеди. Там все сказано по этому поводу.
Заметила, что таинство покаяния у моей дочери сводиться к перечислению грехов. Никакого сожаления и желания исправиться нет. Нужно ли такое покаяние?
Все-таки лучше духовнику доверять. И поверьте, если он не вымучивает ребенка разными вопросами и назиданиями: «как тебе не стыдно, да сколько же это будет продолжаться, да я тебя не допущу до Причастия, да как ты посмел?» Если он так не делает, значит, есть основания.
Избегайте такого мнения внутри себя о том, что священник является рычагом вашей педагогики. У священника есть главная цель - чтобы этот человек маленький в определенном возрасте, например, в раннем подростковом, увидел, что он, оказывается, грешник. Он не может сейчас плакать о своих грехах. И даже когда он раскаивается слезно, в основном раскаивается перед родителями, но еще не перед Богом, потому что его вера слаба, она опосредована верой родителей. И поэтому он кается перед родителями. Но сейчас пока не способен сожалеть о грехе перед Богом. Он может понимать, что грех совершен, может чувствовать тоску, томление, но чтобы горячо каяться - надо горячо Господа любить.
Подождите немножко, придет поздний подростковый, начало юношеского возраста - начнется совсем другой этап. Подросток начнет осознавать свое место в мире, одиночество, часто невозможность найти друга, более серьезные вопросы, которые начнут колоть в сердце, и потребуется Господь. Начнется краткая, редкая, но живая молитва, обращение к Богу. Молитва и молитвенное правило - это разные вещи. Молитвенное правило просто подготавливает то время, когда ребенок начнет вживую с чувством, с сердцем обращаться к Богу. А сейчас он приучается. Приучается видеть свой грех, приучается соглашаться, что он грешник, потому что до 10 лет, по крайней мере до 7, он был очень хорошим, все его хвалили. И вот он начинает понимать, что он такой же грешник, а потом придет время, когда он доведет это до сердца. Мы с вами, дорогие, очень часто сами не доводим до сердца наши грехи. Перечисляем их быстренько по бумажечке. Уж если мы, взрослые, перестрадав, осознав все милости Божии, которые нам Господь дал, по-своему полюбив Бога - часто имеем сердце пустое, что мы тогда от ребенка хотим?!
Вы его приучите, что к Богу нужно обращаться. Что нужно обращаться не только «дай», но и «прости». Потом придет время, когда он это «прости» наполнит своим сердцем, своим чувством.
Благоговейное отношение к Богу и Церкви
Сын учится в 1 классе. Мы столкнулись с тем, что в учебной программе
есть тексты, в которых упоминается имя Божие всуе. Например, идет текст, а
потом - «Боже упаси». Когда родитель сам читает текст, он это опускает. А как
быть, когда текст читает ребенок?
Мы иногда боимся того, чего совершенно бояться не нужно. Есть же фразеологизмы и не надо их относить за счет нарушения заповедей Божиих. Другое дело, что всегда полезно самому вычищать свой словарный запас, свой лексикон, когда мы не к месту используем «Господи помилуй», «Господи» и т.д., трудитесь над собой.
Достаточно объяснить, что в литературе это часто встречается. Ребенок встретится с тем, что слово Господь может писаться с маленькой буквы. Он даже может встретится с тем, что в каких-то текстах будут матерные слова, например, в сборнике сказок Афанасьева.
Как объяснить, что в печатном тексте могут быть такие казусы. Взяли, кратенько обсудили. Ну и что, там «Боже упаси», человек так привык. «А мне можно так говорить?» - «А тебе не надо, ты же видишь, что мама так не делает никогда». Мне кажется не надо здесь заострять какое-то особое внимание.
Что делать, когда в семье часто произносят имя Божие всуе, и от этого идут конфликты более старшего поколения между родителями и ребенком.
Не надо воспитывать никого, старших надо почитать. А ребенку объяснять, что так говорить не надо. Мы к имени Божию относимся с благоговением. Можно рассказать историю, что раньше, когда древние переписчики встерчали в рукописи слово Бог, они клали перо, вставали от стола, делали земной поклон, садились, писали слово Бог. Затем через две строчки слово Бог - опять делает земной поклон, так благоговейно относились. И этого рассказа достаточно, чтобы ребенок увидел, что имя Божие требует особого благоговения.
Как привить благоговейное отношение ко всем церковным предметам - иконам, свечам.
Ответ можно найти в предыдущей нашей беседе. Важно благоговение, которое увидит ребенок в других взрослых. И когда ребенок видит, что это не только совершает его родитель, но и другие взрослые люди, тогда у него все встает на свои места.
Что отвечать сыну на вопрос: «Как я появился на свет? Откуда я взялся»?
От мамы с папой. Был у мамы под сердцем, в животике, потом в свое время вышел на свет. Если ребенок при задавании этого вопроса с нашей стороны не чувствует смущений, каких-то специально устроенных табу («потом, когда подрастешь, я тебе скажу!..»), он быстро теряет интерес к этому вопросу.
Потому что часто то, что его может интересовать по греху, вся половая сфера, школьнику уже известна на момент этого вопроса. Он от нас хочет услышать модель ответа не пошлого: «скажите, как об этом говорить чисто». И если вы будете говорить об этом легко, свободно, как о деле, благословленном Богом и с благоговением перед тайной зачатия, тайной общения мужа и жены, то ребенок это почувствует. Внешне он может сказать: «Это нам рассказывали». Нет, так благоговейно никто не рассказывал. Конечно, если спрашивает сын - ему рассказывает отец. Сделайте это чисто, целомудренно. Скажите ему с благоговением, оставляя место тайне, тайне общения двоих, тайне деторождения.
Подростковый возраст
Дочери 11 лет, ей посылает SMS мальчик 14 лет с откровенными
признаниями. Целомудрие дочки уже разрушается, как правильно поступить?
Между девочками и мальчиками происходит общение, они взаимодействуют в школе. Поэтому дома можно проводить беседы - как себя нужно вести с противоположным полом. Научать, как надо делать и как не надо. Должны быть разговоры в семье, если полная - с отцом и матерью, если нет - мама говорит с дочерью. «Да, ты будущая мать, будущая жена, а, прежде всего ты христианка, которая сохраняет заповеди». Девочка-подросток уже с 11 лет с большим интересом слушает - как жить в семье, какие должны быть отношения между юношей и девушкой, между женихом и невестой. Важно рисовать образ правильных отношений - какой юноша, как он будет с тобой общаться? Как он будет искать этого разговора, встречи, как это будет происходить?
Очень важно, чтобы наши подростки дружили друг с другом, чтобы они объединялись, имели возможность общаться. Мы такую возможность специально организуем летом в поселении.
Ребенок грубит и хамит. Часто слышу: «Как хочу, так и буду делать». Это проявляется переходный возраст? Как правильно реагировать?
В подробнейшем образе мы говорили о подростковом возрасте, о его предназначении, о том для чего Господь этот возраст дал человеку в его жизни.
Ювенальная юстиция
Опасность ювенальной политики. Как обезопасить свою семью?
Пожалуйста, обращайтесь в Семейный клуб, который объединяет православные семьи нашего прихода и дает ответы на вопросы, которые касаются семьи и воспитания, организации досуга в православном духе.
Вы упомянули о том, что девочку физически наказывать нельзя. Если в семье все-таки есть физическое наказание девочки - чем это чревато?
Тем, что кто-то увидит или услышит вопли девочки, и у вас ее заберут. Вопрос о ювенальной юстиции мы можем сейчас развернуть в таком ракурсе. Если мы, как родители, не хотим, не умеем правильно воспитывать детей наших, не заботимся об этом - у нас могут этих детей забрать, и будут воспитывать уже другие дяди и тети. Вспомните, Господу задают вопрос: «А почему погибли эти 18 человек у башни Силоамской? Что, они были грешнее других, что их наказал так Бог?». Он отвечает так: «Нет, вы не думайте, что они были грешнее, а потому, что если не покаетесь, то так же с вами будет». Принцип ответа очень важен. Ювенальная юстиция существует. «Так что же, они могут забрать наших детей?» А мы ответим так: «неизвестно, заберут или не заберут. Но известно, что если будем не радеть, согрешать против них, безмерно баловать, не давать мировоззренческого и духовного стержня - обязательно заберут». Такой бич Божий, на самом деле.
Развитие детей
В каких кружках и секциях лучше заниматься?
На прошлой встрече мы говорили о плавании и о других видах спорта.
Не вредоносно ли занятие для девочки в кружке юной модели?
Вредно. Но может быть ситуация такая - благочестивая девушка уже выросла, она имеет стержень, свое какое-то личностное отношение к тому, как одеваться, состоялась сама как личность, как глубоко верующий человек Она может стать даже моделью для православного показа мод. Это как особое служение в Церкви.
Мальчик 7 лет не отстаивает свою точку зрения, быстро соглашается с
чужим мнением, ведомый. Как научить его отстаивать свою точку зрения? Никому не
дает сдачи. Хотелось бы, что бы он мог постоять за себя, защитить не только
себя, но и более слабых.
Надо ли давать сдачи? Бытует мнение, что пусть он и мальчик, но раз православный - значит, не должен никого пальцем тронуть.
А мальчик должен за себя постоять. Другое дело, как ребенка научить, чтобы он не был ведом страстью. Вероятно, у этого мальчика, да и у связанных с ним взрослых, есть страсть уныния, с ней надо разбираться, идти к духовнику.
Вы, например, его повели в спортивную, боевую секцию, чтобы он мог постоять за слабых и за себя. А он видит, время идет, а мало что изменилось. И у мамы страсть уныния все время проговаривает: «я так и знала, что все так плохо, что ты все равно будешь слабым». Но нужно не только бороться со страстями, нужно обретать противоположную добродетель. В данном случае, это - терпение, мужество. Попробуйте поговорить с ним в таких категориях: «мужчина - тот, кто уважает себя, кто учится быть терпеливым, быть мужественным, быть выносливым». Себя уважать за то, что ты умело двинешь кому-то в челюсть - невозможно. Т.е. секция - это хорошо, но только вместе с трудом над добродетелью.
Здесь еще другая тема, которую необходимо поднять, особенно когда мальчик воспитывается одной мамой. В нашем приходе при Офицерском братстве есть Юношеское братство для мальчиков, подростков с 11 до 18 лет. Цель этого братства - духовно-нравственное патриотическое образование и воспитание юношей. Мы будем стараться, чтобы ребенок воспитывался в лучших традициях воинского русского духа. Мы называемся с вами воинами Христовыми, когда мы движемся мужеством, не боимся.
Надо закалять ребенка, его душу и тело, дать ему здоровый образ жизни. Он должен увидеть себя выносливым, себя зауважать. Что значит на православном языке «себя уважать»? Это значит исполнить Божие предназначение, а оно касается не только развития духа и души ребенка. Тело тоже Господь благословил развивать.
И мальчикам, и девочкам мы можем рекомендовать занятия хореографией. Плохая осанка - это и невозможность стоять на Богослужении, на молитве, пресекается духовное развитие ребенка. А танец позволяет держать осанку, выстроить культуру физического активного общения друг с другом.
Рекомендуем обращаться в танцевальную студию «Эдельвейс» к Нине Анатольевне Верьяловой, православному педагогу с большим опытом работы: 8-921-55-327-11.
Наш приход строит Дом милосердия, в котором запланирован в том числе и спортивно-оздоровительный комплекс. О.Сергий говорит, что как только землю освободят на ул. Сантьяго-де-Куба, первым делом поставим ангар, чтобы наши дети, наше юношеское братство могло вместе играть, заниматься спортом. У нас задумок очень много, но сейчас мало возможностей для их реализации. Просим молитв! Как только вы вспомните о ваших детях, о том, что Господь хочет их образовать не только умственно, духовно, но и телесно, вы сразу кратко своими словами помолитесь Господу, чтобы для начала устроилось строительство хотя бы здесь, у нас на территории. А потом, даст Бог, Дом милосердия построим!
(Церковно-приходской школы, Офицерского братства, Семейного клуба)
и диспетчерской Общества православных врачей